|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На понимание и усвоение курса «Философия»Отметьте правильный ответ, который находится среди пяти указанных вариантов. Правильным является только один ответ, а остальные – ошибочные. Правильный ответ Вы найдете в ключе, который помещен в конце данного текста. Вам, однако, пользоваться ключом следует только после того, как Вы сделали соответствующий выбор и отметили соответствующий вариант ответа. Экзамен считается сданным, когда экзаменуемый сделал по крайней мере 35 правильных выборов из 40.
1. Выберите суждение, которое лучше, чем другие, характеризует позицию материализма в философии: а) материализм признает познание мира; б) с точки зрения материалистов, сознание человека, воля и цели людей не имеют существенного значения в развитии природы и общества; в) материалисты считают первоосновой материальные предметы и явления, которые, будучи первичными, затем отражаются в сознании субъекта в образной форме; г) материалисты считают, что объективный мир и его законы служат основой для выявления мыслей людей, научных теорий; д) согласно материализму, явления мира подчинены закономерностям, мир не является совокупностью случайных явлений. 2. На каком этапе развития философии сформировались эмпиризм и рационализм? а) Новое время; б) античная философия; в) немецкая классическая философия; г) Средневековье; д) современная западная философия.
3. Какая из перечисленных функций не относится к методологическим функциям философии? а) эвристическая; б) координирующая; в) интегрирующая; г) культурно-воспитательная; д) логико-гносеологическая.
4. Какая из перечисленных черт не имеет отношения к античной философии? а) космологическо-онтологический характер; б) существование теоретико-познавательной этической проблематики в границах онтологической; в) осознание человеческой деятельности лишь как активного перемещения, перегруппирования природных вещей; г) поиски таких форм бытия, которые наилучшим образом отвечали бы естественной целесообразности. д) выделение эмпиризма и рационализма как альтернативных подходов в познавательной деятельности. 5. Как воспринималось в античной философии абсолютное знание? а) категорический императив; б) система первоначал; в) моральные нормы; г) эстетические предпочтения; д) достоверность знания.
6. Как с позиций доминирования проблематики можно характеризовать философию Нового времени? а) наукоцентризм; б) гуманизм; в) космоцентризм; г) антропоцентризм; д) теоцентризм. 7. Какой из перечисленных признаков не относится к классической модели философии (с середины ХVП до середины ХІХ веков)? а) представления о философии как форме рационально-теоретического сознания; б) принципиальная установка на рациональную познаваемость мира; в) установка на систематичность; г) восприятие мира в целом как проникнутого идеей гармонии, целесообразности и природного порядка; д) интенция субъекта познания на интуитивное постижение мира, неверие в возможности разума усовершенствовать мир.
8. Что признавал Фридрих Ницше в качестве иррационального первоначала мира? а) «волю к власти»; б) творческий порыв; в) любовь к ближнему; г) постижение истины; д) сексуальные влечения.
9. В какой работе революция описывается как «чума» ХХ века, поскольку она уничтожает элиту общества и позволяет привести к власти нетворческие массы со стандартизованным мышлением, не способные к инновациям? а) «Стадии экономического роста» Уолта Ростоу; б) «Творческая эволюция» Анри Бергсона; в) «Социальная и культурная динамика» Питирима Сорокина; г) Восстание масс» Хосе Ортега-и-Гассета; д) «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
10. Какой из подходов к анализу общества позволяет представить общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями? а) структурный подход; б) культурный подход; в) событийный подход; г) активистский подход; д) системный подход.
11. Что является наиболее характерным для неклассического типа философствования? а) выдвигается принцип тесной связи теории и практики; б) ставитсяпод сомнение правомерность любой гармоничной рационалистической системы; в) эмпирические исследования; г) пантеизм; д) вера в способности человека постигнуть мир во всей полноте и сложности.
12. Какая из названных особенностей не имеет отношения к неклассической западной философии? а) обращение к субъективному миру человека; б) анализ кризиса культуры; в) доминирующая и универсальная роль экономических форм стимулирования труда; г) аксиологический подход к действительности; д) иррационалистические установки на постижение реальности.
13. Какая из мировоззренческих позиций считает науку необходимой и достаточной для усовершенстования мира?: а) деизм; б) сциентизм; в ) демократизм; г) антисциентизм; д) пантеизм. 14. Назовите основоположника эмпиризма в науке: а) Аристотель; б) Фрэнсис Бэкон; в) Джон Дьюи; г) Рене Декарт; д) Иммануил Кант.
15. Каким понятием Аристотель обозначил главный (пятый) элемент в созданной им научной картине мира, без которого невозможно существование всей системы? а) божья воля; б) квинтэссенция; в) всепостигающий разум; г) нирвана; д) действующая причина.
16. Какое из суждений верно отражает связь между решением первой и второй стороны основного вопроса философии? а) если философ субъективный идеалист, то он верит в возможность познания мира с помощью своей воли; б) если философ материалист, то он не может быть агностиком; в) если философ объективный идеалист, то он агностик; г) если философ агностик, то он материалист; д) если философ агностик, то он, наверное, субъективный идеалист.
17. Кто из названных мыслителей является представителем средневекового реализма? а) Мишель Монтень; б) Беренгарий Турский; в) Чарльз Пирс; г) Фома Аквинский; д) Августин Блаженный.
18. Мировоззренческая позиция, согласно которой понятия «бог», «материя», «природа», «субстанция» являются тождественными, получила название: а) пантеизм; б) объективный идеализм; в) догматизм; г) рационализм; д) сциентизм.
19. Кому из мыслителей Нового времени принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума»? а) Фрэнсис Бэкон; б) Лейбниц; в) Томас Гоббс; г) Дэвид Юм; д) Рене Декарт.
20. Какая из перечисленных форм не входит в перечень форм бытия? а) бытие вещей и процессов; б) бытие духовного (идеального); в) бытие всеобщего равенства и справедливости в общественных отношениях; г) бытие человека как его существование в мире вещей и духовных ценностей; д) бытие виртуальное как синтетическая среда, возникшая в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.
21. Какая из перечисленных характеристик недостаточна для выявления сущности сознания? а) свойство высокоорганизованной материи; б) раздражимость; в) высшая форма отражения (идеальный образ материального мира); г) продукт общественно-исторического развития; д) регулятор целенаправленной деятельности человека.
22. Какая черта не имеет отношения к толкованию диалектического развития? а) как борьба противоположностей; б) как признание только количественных изменений в мире; в) скачкообразный переход количества в качество и наоборот; г) как движение по спирали; д) как единство, совпадение противоположных сторон.
23. Какое из предложенных суждений не является характеристикой объективного идеализма? а) объективный идеализм не признает возможности познания мира; б) объективный идеализм признает познание мира силами человеческого мышления; в) согласно объективному идеализму, мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания; г) объективный идеализм утверждает, что мир зависит от воли и сознания выдающейся личности; д) объективный идеализм считает причиной мира божественное первоначало.
24. Что раскрывает закон взаимного перехода количественных изменений в качественные? а) путь развития явлений, направленность процесса развития; б) механизм преобразования одних материальных образований в другие; в) столкновение интересов отдельных людей и социальных сообществ; г) движущую силу, источник развития; д) преемственность в развитии.
25. Какое из определений материи не является философским? а) материя – это субстанция, первооснова всего существующего; б) материя – это вещество, поле, вакуум; в) материя – это все, что существует вне и независимо от сознания субъекта; г) материя – это категория для обозначения объективной реальности; д) материя – это инобытие абсолютной идеи.
26. Что из перечисленного не является требованиями диалектического подхода?: а) всесторонний анализ; б) исследование объектов в развитии, самодвижении; в) включение в полное определение объекта всех объектов, которые дает практика; г) сглаживание пртиворечий, игнорирование их при изучении сущности явлений и процессов; д) конкретно-исторический подход, то есть учет условий места и времени, связей и отношений, в которых находится предмет в данное время.
27. Какое из суждений является субъективно-идеалистическим? а) движение – способ существования материи; б) движение – смена наших ощущений; в) движение – это развитие идеи как самостоятельной сущности; г) движение – это перемещение тела в пространстве и времени; д) движение – это изменение вообще.
28. Укажите неправильное суждение: а) все в мире необходимо и случайно одновременно; б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы; в) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании; г) случайность является формой проявления необходимости; д) каждое явление является случайным и необходимым, но в разных отношениях.
29. Какая черта не является характерной для практики? а) конечная цель научного познания; б) исходный пункт познавательного процесса; в) движущая сила развития познания; г) исключительно прогрессивное развитие процессов в реальном мире; д) критерий истинности.
30 Кто из немецких философов разработал основные принципы наукоучения? а) Гегель; б) Хайдеггер; в) Фихте; г) Фейербах; д) Ницше.
31. Укажите ошибочную трактовку метода: а) система правил, принципов и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека; б) способ построения и обоснования системы философского и научного знания; в) способы исследования задаются субъективной волей субъекта без учета внутренних закономерностей объектов; г) содержание метода составляют некоторые приемы исследования или практической деятельности, обеспечивающие познание или изменения предмета; д) приемы исследования или практической деятельности определяются закономерностями самого объекта.
32. Что из перечисленного не является формой научного познания? а) теория; б) проблема; в) идея; г) необходимость; д) гипотеза.
33. Какие из перечисленных признаков не являются признаками теории? а) предметность; б) адекватность и полнота отображения объективной реальности; в) истинность и достоверность; г) претензия на абсолютную истину, недостаточность истины относительной; д) проверяемость.
34. Синонимом понятия социальной структуры является: а) сеть социальных отношений; б) институт; в) социальная группа; г) коллективное действие; д) общественно-экономическая формация.
35. Что из перечисленного не входит в структуру религии? а) религиозное сознание; б) государственный контроль за религиозной обрядностью; в) религиозные чувства; г) религиозный культ; д) религиозные организации.
36. Какая из перечисленных функций не относится к специфическим функциям религии? а) иллюзорно-компенсаторная; б) методологическая; в) мировоззренческая; г) интеграционная; д) коммуникативная.
37. Какая из функций не относится к функциям эстетики? а) логико-гносеологическая; б) социально-преобразующая; в) познавательно-эвристическая; г) художественно-концептуальная; д) катарсисная (очищающая). 38. Кто из перечисленных мыслителей является постмодернистом? а) Иммануил Валлерстайн; б) Жан Бодрийяр; в) Фридрих Ницше; г) Карл Маркс; д) Тейяр де Шарден.
39. Кто из теоретиков ввел понятие постиндустриального общества? а) Жак Делез; б) Юрген Хабермас; в) Даниел Белл; г) Питирим Сорокин; д) Эрих Фромм.
40. Какое из направлений современной западной философии наиболее отчетливо отстаивает мировоззренческие позиции антисциентизма? а) неопозитивизм; б) структурализм; в) философия жизни; г) герменевтика; д) феноменология.
«Ключ» к тестам
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |