|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы диалектического мышленияДиалектика выступает и как теория познания, и как логика. Это следует из того, что мышление человека и объективный мир подчинены одним и тем же законам, а поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах. Диалектика как теория познания изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и диалектика их соотношения и тому подобное. Диалектика как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектический метод всестороннего и конкретного анализа действительности коренным образом отличается от эклектики и софистики. Эклектика представляет собой способ рассмотрения явлений, когда механически, произвольно соединяются противоположные определения, взгляды, теории, принципы. В основе эклектики – подмена одних логических оснований другими, метафизическая абсолютизация изменчивости и относительности человеческого познания. Непродуктивным оказывается также и подход к пониманию действительности, характерный для софистики, которая игнорирует реальные связи, конкретные условия, а ошибочные выводы пытается выдать за истинные. Софистика представляет собой рассуждение (вывод, доказательство), основанное на предумышленном нарушении законов и принципов формальной логики, на использовании ошибочных доводов и аргументов, которые выдаются за правильные. В своих построениях софистика использует различные логические ошибки, подмену понятий, неверные формы выводов, а также языковые выверты и ухищрения, многозначность понятий. Логический анализ софизмов и их классификацию дал Аристотель. Примером софизма является «Рогатый»: «То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь – ты рогатый». Ошибка здесь заключается в неправомерном выводе от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает. В диалектике содержится источник творческого характера науки, ибо она дает возможность изучать объекты в саморазвитии, самоизменяемости. Важными принципами диалектического подхода к анализу действительности являются: ▪ всесторонний анализ; ▪ исследование объектов в саморазвитии, самодвижении; ▪ включение у полное определение объекта всех моментов, которые дает практика; ▪ конкретно-исторический подход, то есть учет условий места и времени, связей и отношений, в которых находится предмет в данный момент. Диалектика как логика выдвигает необходимые требования к познанию: 1. Принцип объективности исходит из атрибутивности отображения и вторичности сознания как высшей формы отражения; он требует признания познаваемости сущности материальных систем. 2. Принцип системности требует разграничения внутренней и внешней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, выявления разнообразных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходимого, каузального и функционального, вероятного и строго детерминированного в системах. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию закономерности, а также необходимых, существенных связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принцип системности образуют такие императивы, как: обстоятельность, субстанциальность и детерминизм. 3. Принцип историзма требует: качественной, или сущностной, ретроспективы (знание сущности); предпосылочного рассмотрения (рассмотрения предпосылок возникновения предмета); применения в ходе познания предмета основных законов диалектики(направлять движение мысли от качества к количеству, а затем – к их единству, выявлять скачки, определять их типы и виды; раскрывать преемственность состояний в развитии предмета; ориентировать мышление на выявление отрицания отрицания; акцентировать внимание на раскрытии противоречий объекта; выявлять типы противоречий); выделять этапы (стадии, фазы, периоды), выявлять последовательность и диалектику общего и единичного; определять направление и характер развития или изменений предмета; раскрывать основную тенденцию развития системы с целью прогнозировать ее будущее; изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений (прогрессивное, регрессивное, гармоничное, дисгармоничное, динамические изменения или стагнация и т. п.). 4. Принцип диалектической противоречивости распадается на ряд нормативных правил, регулятивов познания: ▪ выявление противоречий, единства противоположных сторон, тенденций; ▪ раздвоение единого и познание его противоречивых частей; ▪ выявление тенденций изменения противоположности и противоречия в целом; ▪ применение в познании предметного противоречия различных, в том числе противоположных, средств; ▪ использование на практике установки на сочетание противоположности как на один из способов разрешения противоречия. Принцип диалектической противоречивости нацеливает на постановку проблем и их решение. Он познавателен; вместе с тем он аксиологичен, связан с критикой и самокритикой субъекта, его способностью самостоятельно и ответственно мыслить и действовать. Кроме названных универсальных принципов (объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости), следует выделить специфические внутринаучные принципы: 1) восхождение от абстрактного к конкретному и 2) единство логического и исторического, которые одновременно выступают и методами научного познания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |