АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные черты античной философии

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  6. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  7. II. Принципы средневековой философии.
  8. III. Предмет, метод и функции философии.
  9. III. Характерные черты экономического развития страны
  10. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Античная философия сумела противопоставить мифологии космологическую теорию, которая отказывалась от любых антропоморфных элементов в своих доказательствах и требовала логического обоснования выдвинутых положений. Античная философия имела определенные общие черты:

▪ в первую очередь, космологическо-онтологический характер;

▪ существование теоретико-познавательной этической проблематики в границах онтологической;

▪ подчеркивание пассивной роли субъекта познания, осознание человеческой деятельности лишь как активного перегруппирования природных вещей;

▪ поиск таких форм бытия, которые наилучшим образом отвечали бы естественной целесообразности.

В целом в античной философии абсолютное знание воспринимается как система первоначал, в качестве которых и выступает первая философия, или метафизика. Поскольку первоначала не могут быть доказанными или выводиться из чего-либо, то метафизика и представляет собой метанауку, которая обосновывает начала не отдельных наук, а научного познания в целом.

Проблемно-поисковые вопросы

1. Чем объясняется тесная связь естественнонаучных и философских знаний в античный период? Обоснуйте, что философская позиция была исходным пунктом развития науки.

2. В чем принципиальное отличие «линии Платона» и «линии Демокрита»?

3. В чем заключается эвристический потенциал метода майевтики?

4. Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом познания причины сущего, поскольку оно сущее». В чем, согласно Аристотелю, заключается отличие философии от других наук? Чем обусловливается социально-историческая ограниченность только онтологического понимания философии?

5. Согласны ли Вы с тем, что Аристотель колебался между материализмом и идеализмом? В чем это выражалось? Обоснуйте свой ответ.

6. Какие типы государств выделил Аристотель и какие возможности их вырождения он описал?

7. Выделите основные этапы развития античной философии.

8. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:апория, аристократия, атараксия, атом, атрибут, бытие, гедонизм, демократия, диалектика, майевтика, материя, метафизика, монархия, натурфилософия, объективный идеализм, онтология, софистика, субстанция, форма.

9. Прочитайте комментарии к работе Аристотеля «Никомахова этика» и изложите ее основные идеи. Подготовьте эссе.


¨ Включает в себя десять книг. В первой книге Аристотель определяет область, метод и предмет своего исследования. Поскольку человек по своей природе является общественным животным, постольку ведущей дисциплиной, изучающей его поведение, должна выступать политика, к которой относится и мораль.

¨ Человек не может обрести высшее благо ни в удовольствии, ни в богатстве, ни в почете, поскольку счастье будет зависеть от других, т.е. от политики. Благо не может быть Идеей, доминирующей при анализе человеческой деятельности.

¨ Аристотель предлагает ввести понятие «энергия». Коль Благо многообразно и не может быть объектом научного изучения, коль всякое благо является целью, то главной желанной целью человека можно считать стремление к чему-то лучшему. Поступки и цели человека координированы и подчинены некоему «последнему благу», относительно которого существует универсальное согласие, что это и есть счастье.

¨ Счастье, по мнению Аристотеля, может осмысливаться следующим образом: 1) Если трактовать счастье лишь как непрестанную погоню за наслаждениями, то жизнь, растраченную таким образом, можно уподобить лишь жизни животных. 2). Трактовка счастья как обретения почестей или достижения успеха также не является достаточным для его понимания: успех – это нечто внешнее, зависящее от окружения человека, от тех, кто его признает или не признает. 3) Если же счастье сводится к умножению богатства, то это означает жизнь вопреки природе: богатство, по Аристотелю, только средство для чего-то иного, не имеющее смысла как самодостаточная цель.

¨ Счастье – это энергия, действие, сила осуществления, «деятельность души по осуществлению добродетели», выполняемые в жизни до конца и в согласии с разумом (Логосом). Совершенство, по Аристотелю, – это практическое осуществление человеком своего предназначения в жизни, отмеряющей на его долю удачи и неудачи. Это способ самоутверждения перед лицом внешних обстоятельств.

¨ Во второй книге дается определение понятия «добродетель» как внутреннего нравственного совершенства, вошедшего в привычку. Это совершенство разумного желания, т. е. добродетель проявляется в нашей способности приспосабливаться к различным ситуациям: «в сфере действия и пользы нет ничего постоянного».

¨ Добродетель есть добровольный выбор на основе правильного суждения того образа действий, который зависит от нас, – отмечает Аристотель в третьей книге. А это означает, что добродетель проистекает из практической мудрости, которую благоразумный человек делает нормой жизни.

¨ Человек всегда должен стремиться придерживаться «золотой середины». Так, мужество есть «золотая середина» между трусостью и отчаянностью, умеренность же суть «середина» в наслаждениях.

¨ В пятой книге анализируются частные добродетели: щедрость, великолепие, благородство, честолюбие, мягкость, приветливость, правдивость, умеренность в играх, скромность. Например, великолепие, добродетель власть имущих, есть чувство меры в расходах, середина между скудостью и вульгарной пышностью.

¨ Аристотель различает две формы справедливости и несправедливости: 1) справедливость всеобщая или установленная законом (политическая форма) и 2) справедливость частная, касающаяся раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины (распределительная справедливость).

¨ Шестая книга посвящена интеллектуальным добродетелям, сущность которых – в правильном сочетании желания и разума, рациональной и иррациональной частей души. Это наука, изучение искусства, изучение благоразумия, изучение созерцательного разума, теоретическая мудрость (т. е. мудрость в себе и для себя, не применяемая в практической деятельности).

¨ Аристотель анализирует связи между мудростью теоретической и практической: «сегодня все при определении добродетели, указав на ее свойства и объекты, к которым она приложима, добавляют, что она должна соответствовать правильному порядку, а правильный порядок должен быть благоразумным.

¨ В книге седьмой рассматриваются отрицательные стороны человеческого характера: порочность, жестокость, неумение владеть собой, несдержанность.

¨ В седьмой и десятой книгах содержится теория наслаждения. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновременно доставлять и наслаждение. Наслаждение – это «энергия», это осознание совершенства.

¨ Книги восьмая и девятая посвящены дружбе. Дружба может быть основана на удовольствии, пользе или благе. Лишь в последнем случае она желанна сама по себе. Основу дружбы можно обнаружить в любви к самому себе, в высшей степени положительной форме эгоизма, состоящей в любви и развитии всего лучшего в себе.

¨ Книга десятая посвящена счастью, которое понимается по преимуществу как созерцание, действие «самой божественной части в нас самих». Счастье требует наличия внешних благоприятных условий, совместной жизни друзей. общения.

¨ Следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному, Это воспитание – дело политическое; правильные законы должны обеспечить здоровое воспитание и развить в человеке привычку и желание действовать добродетельно.

¨ Человек должен стремиться «обессмертить себя в максимально возможной степени». Бессмертие для человека – это идеал, постепенное и целенаправленное уподобление божественному образу, остающемуся недосягаемым.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)