АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемно-поисковые задания. 1. Почему в конце XVII – в первой половине XVIII века в Западной Европе закладываются основы нового типа науки – экспериментально-математического

Читайте также:
  1. I. Ситуационные задачи и тестовые задания.
  2. II. Расчетная часть задания
  3. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  4. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  5. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  6. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  7. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  8. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  9. XI. Проанализируйте психокоррекционные возможности следующего психотехнического задания'.
  10. XI. Тестовые задания
  11. В заданиях 1-8 вычислить значение определенного интеграла.
  12. В. Защита выполненного задания у преподавателя ведущего практические занятия.

1. Почему в конце XVII – в первой половине XVIII века в Западной Европе закладываются основы нового типа науки – экспериментально-математического естествознания?

2. Как, по Вашему мнению, средневековый номинализм, опирающийся на опыт, и реализм, который абсолютизирует разум, повлияли на формирование эмпиризма и рационализма Нового времени? Обоснуйте свой ответ.

3. Почему именно индуктивный метод Бэкон положил в основу развития научной методологии? В чем суть индукции?

4. Чем обусловлено механистическое толкование материи в XVII – в первой половине XVIII века?

5. В чем суть дискуссии Декарта и Локка о врожденных идеях? Сущестуют ли врожденные идеи? Локк или Декарт – кто прав? Изложите и обоснуйте свою позицию по этому вопросу.

6. Бог: за пределами природы или в конкретных вещах? Раскройте сущность и характерные черты пантеизма Б. Спинозы.

7. В чем суть учения Лейбница о предустановленной гармонии? Согласны ли Вы с ним? Приведите примеры.

8. Объясните, как субъективный идеализм Юма привел его к агностицизму. Почему юмовский агностицизм приобрел форму скептицизма? Какова Ваша позиция по этому вопросу?

9. Как Вы понимаете выражение Лейбница «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума»?

10.Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:агностицизм,атрибут, врожденные идеи, гилозоизм, деизм, дуализм, догматический метод, идолы, индукция, интуиция, метод сомнения, механицизм, модус, монадология, необходимость, пантеизм, рационализм, свобода, сенсуализм, скептицизм, субстанция, теодицея, эмпиризм.

11. Прочитайте комментарии к работам Ф. Бэкона «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», Д. Локка «Трактат о гражданском правлении» и Б. Спинозы «Этика», изложите их идеи и выскажите свои мнения относительно их. Напишите эссе.

 


¨ Основное сочинение Ф. Бэкона, в котором излагаются основы выдвинутой им опытной (индуктивной) методологии. Опубликовано в Лондоне в 1620 на латинском языке. «Новый Органон» был задуман как вторая часть генерального труда всей его жизни – «Великого восстановления наук».

¨ «Новый Органон» состоит из предисловия и двух частей: «Афоризмы об истолковании природы, или О царстве человека». В предисловии Бэкон ставит задачу исследовать природу, «проложить себе наконец доступ к ее недрам».

¨ Однако, как считает Бэкон, «в природе тем путем, которым ныне пользуются, немногое может быть познано», и для того, чтобы отыскать истинные «средства помощи», надо прежде разделаться с ложными понятиями – идолами, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине».

¨Анализируя «истинные» и «мнимые», «объективные» и «субъективные» компоненты человеческого знания, Бэкон усматривает в нашем познании то, что «соотнесено с человеком» и что «соотнесено с миром». Многочисленные ошибки и заблуждения человеческого разума порождаются, как считает он, врожденными и приобретенными идолами, от которых он должен быть очищен.

¨ По Бэкону, есть четыре вида таких идолов: идолы Рода, идолы Пещеры, идолы Площади (или Рынка), идолы Театра. Идолы Рода связаны с верой людей в «истинность предпочтительного», – того, что они уже однажды приняли, к чему они привыкли и в чем заинтересованы. Из-за идолов Пещеры люди часто бросаются в крайности, уходя в результате от действительного постижения истины. Каждый человек имеет «свою особую пещеру, которая разбивает и искажает свет природы», т. е. имеет в силу ряда своих индивидуальных особенностей, специфики воспитания и т.п. свой собственный. неповторимый взгляд на мир. Эти идолы, по Бэкону, - врожденные, они проистекают из самого характера человеческого ума, который питают воля и чувства, окрашивающие все вещи в субъективные тона.

¨ Третий вид идолов – идолы Площади (Рынка) – «происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей». Они стихийно проникают в человеческое сознание из навязываемого этим общением стереотипов ходячего словоупотребления. Они возникают из-за некритического отношения к терминам, когда одни вкладывают в термин иное содержание, чем это понимают другие.

¨ Идолы Театра (Теории) вселяются в души людей из разных «догматов философии, а также из превратных законов доказательств». Под их влиянием люди впадают в догматическую приверженность односторонним научным или философским концепциям и пытаются заключить многообразие природы в мертвые схемы отвлеченных и ничего не имеющих общего с жизнью теорий.

¨ Утверждая, что аристотелевский «Органон» с его схемами и принципами дедуктивных рассуждений «бесполезен для научных открытий», Бэкон доказывает, что научное знание проистекает из опыта, из целенаправленно организованного эксперимента.

¨ Самое главное здесь – выработка правильного метода анализа и обобщения опытных данных, с помощью которых можно было бы проникнуть в суть исследуемых явлений. Таким истинным орудием познания, его рациональной методологией в противовес силлогистической логике Аристотеля становится у Бэкона индукция, «которая производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы».

¨ Понимая ограниченность данного метода, всегда имеющего дело с незавершенным опытом, Бэкон предпринимает попытки выработать эффективные средства, которые бы позволили дать гарантию необходимости и достоверности получаемых таким образом знаний. С этой целью он развертывает грандиозную систему таблиц: Открытия – Присутствия – Отсутствия и Степеней. Именно эти таблицы и позволят в итоге, по мысли философа, выявить причины, закон (или форму) того или иного явления, избегая при этом случайностей, факторов, «постоянно не сопутствующих» исследуемому явлению.

¨ Из обычного метода узко эмпирического исследования индукция превращается у Бэкона в метод выработки фундаментальных эмпирических понятий и аксиом естественной науки или, выражаясь его словами, «Естественной философии». Будучи методом продуктивного открытия, индукция должна работать, считает Бэкон, по строго определенным правилам, не зависящим в своем определении от различий индивидуальных способностей исследователей, «почти уравнивая дарования и мало оставляя их превосходству».


¨ Локк предлагает (вслед за Спинозой) различать то, что установлено Богом, и то, что зависит от человеческой воли: «…необходимо найти другой источник возникновения правления, другие корни политической власти и другой способ назначать и определять людей, которые должны ею обладать».

¨ Локк определяет гражданское правление как право принимать законы и заставлять их выполнять, при необходимости прибегая к силе и правосудию, но единственно лишь на благо общества.

¨ Война и рабство открыли для человека возможность подчинения себе подобных. Эта человеческая слабость, положившая конец природному состоянию, основанному на равенстве и свободе, привела к необходимости создания гражданского общества на началах разума и опыта. Этот переход от естественного состояния к гражданскому обществу произошел по взаимной договоренности: соглашение об образовании гражданского общества принимается на основе свободного согласия всех, кто в нем участвует.

¨ Люди соглашаются отказаться от своей естественной свободы и права самим осуществлять правосудие. Они доверяют это право новому обществу, образующемуся по согласию большинства из них. В результате общественного договора образуется государство, исполняющее единую волю.

¨ Локк подвергает критике абсолютную власть государя, осуществляемую вопреки воле большинства граждан. Он выступает против произвола, отрицающего естественное право. Свободу он ограничивает рамками гражданского общества, развивающегося с учетом общественных интересов.

¨ Он выступает против абсолютизма и злоупотреблений властью со стороны должностных лиц, а также он исследует разделение властей в государстве. По мысли Локка, власть законодательная должна быть несменяемой и священной. Это она формирует государство, обеспечивает его существование и единство.

¨ Задача законодательной власти: разработать систему гражданских законов, определяющих условия благосостояния и счастья граждан. На исполнительной власти лежит обязанность применять законы. Она обладает правом практического действия, а значит, исправления недостатков и толкования недостаточно ясных законов, опираясь при этом на здравый смысл. Судебная власть не изолирована от остальных ветвей власти. Не существуя в естественном состоянии, она появляется только в гражданском обществе.

¨ Одна их главных проблем, сформулированных Локком, – определение границ полномочий власти. Необходимым условием силы политической власти является народная поддержка. Когда суверен лишается народного доверия, возникает угроза самим основам государства. Локк согласен с тем, что, если государь – тиран и правит лишь в собственных интересах, то народ освобождается от обязанности ему повиноваться.

¨ Не одобряя цареубийства, Локк предложил установить в этом случае самостоятельность народа в вопросах законодательства. Народ должен избрать новое правительство и поручить ему принять законы, служащие интересам общества. Ведь сущность политики состоит именно в обеспечении всеобщего блага.

 


¨ Полное название книги – «Этика, показываемая геометрическими средствами». Она написана по строгой системе и состоит из определений, аксиом, постулатов, теорем и их доказательств, схолий (пояснений), короллариев (выводов), снабженных «предисловиями». Спиноза использует в «Этике» логическую терминологию («модус», «субстанция», «атрибут» и др.), осуществляя этот прием для достижения большей стройности изложения. Цель «Этики» – помочь людям дать верное направление собственному существованию, определяемому желаниями и стремлением к радости.

¨ Первая часть «Этики» посвящена размышлениям о Боге – основе и отправной точке философского познания. Идея Бога, согласно Спинозе, есть первая и самая совершенная из идей: выражение «Бог или Природа» означало у Спинозы постулирование монизма субстанции. Природа – это Все сущее, она не имеет ни начала, ни конца, а присущие ей самодостаточность и совершенство позволяют метафорически отождествить ее с традиционным понятием Бога.

¨ Бог у Спинозы – не личность, его нельзя сравнивать с конечными существами. Это Бытие, или, другими словами, Все сущее в Бытии. Атрибутов субстанции существует бесконечное множество. Единственные познаваемые атрибуты – мышление и протяжение – составляют бытие человека. Бытие не может служить основой моральных ценностей и иметь конечную цель. Это бытие есть природа в своих бесконечности, необходимости и многообразии проявлений. Знание Бытия есть, в конечном счете, совершенное знание о совершенной сущности, т. е. адекватное знание о совершенстве мира.

¨ Во второй части «Этики» «О природе и происхождении духа» Спинозой анализируются достоверные свойства познания. Первый его род – чувственное познание, воображение. Второй род познания – понимание, достигаемое с помощью абстрактного разума. (Познание третьего рода исследуется в пятой части «Этики»: имелась в виду «интуитивная созерцательная наука», которая позволяет познать и полюбить Бога)

¨ Личность человека не субстанциальна и не дуалистична, она представляет собой временное единство души и тела, при котором не происходит их внутреннего взаимодействия. Душа есть идея, т. е. сознание тела.

¨ Теория познания, согласно Спинозе, вторична по отношению к теории тела, поскольку человек существует в природе. Человек, - это, в первую очередь, обладающее сознанием тело, и лишь потом – познающий субъект.

¨ Теория познания у Спинозы – это теория о трех родах познания. Это теория об истине, понимаемой как адекватное знание (второго, а затем и третьего уровня). Адекватное знание этих двух родов не является полным: оно рефлексивно на втором уровне, а на третьем дается интуитивно, являясь свои собственным критерием.

¨ В третьей части «Этики» «О происхождении и природе аффектов» Спиноза анализирует личность человека, которая фундирована Желанием. Желание представляет собой усилие, нацеленное на поддержание существования индивида. Аффекты (чувства) возникают при увеличении или уменьшении этого основополагающего Желания. Основополагающее и фундаментальное Желание, Радость и Печаль являются. таким образом, тремя врожденными чувствами, которые всегда проявляются как формы Любви и Ненависти.

¨ Четвертый раздел «Этики» озаглавлен «О человеческой зависимости, или о силе аффектов». По мнению Спинозы, человеческая душа от природы обладает способностью перейти от простого осознания к рефлексивному и истинному знанию самой себя. Автор начинает с определений пассивности и зависимости, а затем – свободы.

¨ Добродетель предлагает знание и размышление, которое позволяет человеку перейти от пассивности и зависимости к действию и свободе. Добродетель не может существовать без знания, поскольку именно знание позволяет личности с уверенностью направить свою энергию на то, что позволяет ему существовать далее. Энергия исходит от Желания, но направление Желания идет от разума.

¨ Пятый раздел «Этики» именуется «О могуществе разума, или о человеческой свободе». Блаженство, или счастье – это больше, чем просто радость: это высшая стадия удовлетворения самим собой и увеличение способности к существованию. В данном разделе детально описывается процесс, ведущий человека от рефлексивной деятельности по освобождению (переход от чувственного к адекватному знанию) к радости, которую доставляет полная самореализация.

¨ Каждый человек обязан стать свободным, мудрым и радостным и иметь мужество проделать этот путь к совершенству: это – своего рода познание самого себя и собственных усилий упорствовать в своем бытии и познании Всего сущего. В конце этого пути – свобода, избавленная от эмпирических колебаний и реализующаяся в слиянии с человечеством и миром в единое целое.

¨ Спиноза отказался от построения своей морали на основе теологии. Он не согласен с мыслью, что в основе морали должен лежать страх перед наказанием – внешним или внутренним. По мнению философа, представление о Боге как о некоем судье, монархе или отце является ложным, поскольку предполагает у Бога человеческий образ. Спиноза стремился создать систему, способную обосновать амбиции неограниченного рационализма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)