|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫВОДЫ К МОДУЛЮ ІІІ♦ Бытие – это философская категория, означающая: все, что реально существует; реальность, которая существует объективно, вне и независимо от сознания человека, общий способ существования человека. Формы бытия: бытие вещей и процессов, бытие духовного (идеального), бытие человека как его существование в мире вещей и духовных ценностей, бытие социальное. ♦ Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которую человек может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека. Способом существования материи является движение, а формой– пространство и время. ♦ Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения; это субъективный образ объективного мира, то есть преобразованное в голове человека материальное. Сознание выполняет такие функции: познавательную, регулятивную, прогностическую, конструктивно-творческую, аксиологическую. ♦ Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Требованиями диалектического подхода к анализу действительности являются следующие: 1) всесторонний анализ; 2) исследование объектов в развитии, самодвижении; 3) включение в полное определение объекта всех объектов, которые дает практика; 4) конкретно-исторический подход, то есть учет условий места и времени, связей и отношений, в которых находится предмет в данное время. ♦ Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами действительности. Закон единства и борьбы противоположностей выявляет движущую силу, источник развития, как бы отвечает на вопрос «Почему?». З акон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм преобразования одних материальных образований в другие, то есть отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он как бы отвечает на вопрос «Куда? В каком направлении?», показывает путь развития явлений, направленность процесса развития. ♦ Категории – универсальные формы мышления и сознания, отражающие всеобщие свойства и отношения объективной действительности, общие закономерности развития всех материальных, природных и духовных явлений. Законы диалектики: единичное – особенное – всеобщее, причина – следствие, форма – содержание, сущность – явление, возможность – действительность, случайность – необходимость и др. ♦ Познание – это сложный, диалектически противоречивый процесс постоянного отображения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, включая человека и жизнь общества, а также изучение путей и цели самого процесса образования понятий. ♦ Практика выполняет в процессе познания исключительно важную роль: практика – основа научного познания, исходный пункт познавательного процесса, движущая сила развития познания, критерий его истинности и конечная цель. ♦ Отражение мира в сознании человека на основе практики осуществляется в двух формах: чувственнойи рациональной. Основными формами чувственного познания выступают: ощущения, восприятия, представления. Процесс абстрактного, логического мышления осуществляется также в трех основных формах: в понятиях, суждениях и умозаключениях. ♦ Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что истинное знание включает в свое содержание определенный, конкретный объект, фрагмент объективной реальности. ♦ Метод –это система правил, принципов и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека. Основными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, эксперимент и сравнение, измерение. К группе методов, которые применяются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, относятся: абстрагирование, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический, моделирование. Методы теоретического исследования включают в себя: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический, метод идеализации, метод формализации, аксиоматический, математический метод и др. ♦ Основными формами научного познания выступают: факт (зафиксированное в предложении эмпирическое знание), проблема (несоответствие между имеющимся знанием и фактами), идея (создание новой формы реальности), гипотеза (вероятностное знание, истинность и ошибочность которого еще не установлена), теория (совокупность понятий и суждений относительно некоторой предметной области, объединенных в единую истинную, достоверную систему знаний с помощью определенных логических принципов). ♦ Общество – это 1) обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; 2) определенный этап человеческой истории или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм). В ходе развития социальной философии постепенно выкристаллизовывались основные подходы к пониманию общества: демографический, групповой, системный, структурный, активистский, культурный и событийный. ♦ Основные сферы общественной жизни: материально-производственная (производственные, технологические отношения, обмен, распределение); социально-политическая (классовые, национальные, этнические, социально-групповые отношения); духовная (научные, моральные, религиозные, художественно-эстетические отношения); культурно-бытовая (родственно-семейные, приятельские, супружеские, бытовые и т. п.). ♦ Социальная общность – это совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Социальные сообщества возникают естественноисторическим путем, под воздействием объективной необходимости. Исторически первыми сообществами людей были род, племя, семья, община. Именно они обеспечивали функционирование и развитие производства средств к существованию, форм их обмена, распределения и потребления, общее взаимодействие с природой. Со временем на фундаменте родоплеменного общества появились классы и народности, а позже социальная структура общества пополнилась еще одним важным элементом – нацией. ♦ В основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Производительные силы – это система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства.. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения, выступающие в качестве общественной формы их движения. Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. ♦ Базис – это способ производства, основной способ общественной организации производства товаров, включающий в себя отношения собственности на средства производства, экономические взаимосвязи классов и социальных групп, отношения между людьми по вопросу производства и распределения продуктов труда. Согласно Марксу, базису принадлежит определяющая роль по отношению к надстройке, куда можно отнести политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные взгляды и соответствующие им учреждения. Базис определяет надстройку, её особенности, структуру, то есть надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. ♦ Разработка учения об общественно-экономических формациях как ступенях истории имела принципиальное значение для понимания всемирной истории человечества: 1) история предстала не как некий аморфный поток социальных изменений, а последовательная схема качественно различных этапов: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая; 2) история стала восприниматься как совокупность революционных и эволюционных изменений; 3) история стала трактоваться как процесс прогрессивного развития общества, ибо каждая новая формационная ступень означала более высокий уровень человеческой цивилизации. ♦ Цивилизация – это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни. ♦ Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Идеология представляет собой систему взглядов и идей, проявляющую положение и интересы определенного общественного класса. В общественной психологии повседневная деятельность и опыт отражаются в виде чувств, настроений, мнений, побуждений, привычек людей. ♦ Если человек понимается как биопсихосоциальное существо, и это понятие передает универсальную причастность Homo sapiens к родовой биосоциокультурной организации, то индивид – это единичный, конкретный, уникальный субъект с индивидуальными чертами (психические способности, деятельностный, мыслительный, жизненный потенциал). Личность в таком случае выступает как индивид, который осознает и реализует свою индивидуальность социально. Человек как индивидуальность выявляет себя в производительных действиях, и поступки его нас интересуют в той мере, в какой они получают органическое предметное воплощение. В личности интерес представляют именно поступки (трудовые достижения, открытия, творческие успехи). ♦ Ценностная ориентация – образование идейно-целевого плана, имеющее организующий, регулирующий и направляющий характер, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она представляет собой один из фундаментальных компонентов менталитета, который раскрывает богатство составляющих человеческого большинства.
Вопросы к модульному контролю ІІІ. 1. Философское понимание бытия. 2. Материя и основные формы ее существования. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи. 3. Движение как способ существования материи. Единство материи, движения, пространства и времени. 4. Сознание, его происхождение и сущность. Творческая активность сознания. 5. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные принципы диалектики. 6. Закон взаємного перехода количественных и качественных изменений. 7. Закон единства и борьбы противоположностей. 8. Закон отрицания отрицания. 9. Основные категории диалектики. 10. Сущность и структура познавательного процесса. 11. Единство чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм. 12. Проблема истины в философии. Объективность истины. 13. Абсолютная и относительная истина. Догматизм и релятивизм. 14. Специфика, уровни, формы и методы научного познания. 15. Классификация методов познания. 16. Формы научного познания. 17. Практика – основа и цель познания, критерий истины. Виды практики. 18. Понятие общества. Основные подходы к анализу общества. 19. Сущность системного подхода к анализу общества. 20. Основные сферы жизнедеятельности общества. 21. Сущность материалистического понимания общества. Базис и настройка. 22. Понятие способа производства. Производительные силы и производственные отношения. 23. Общество как процесс. Понятие общественно-экономической формации. 24. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества. 25. Проблема смысла истории. Основные модели исторического развития. 26. Исторический генезис социальных сообществ. 27. Общественное бытие и общественное сознание. 28. Формы общественного сознания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. 29. Уровни общественного сознания. Идеология и общественная психология 30. Политическое и правовое сознание. 31. Моральное, религиозное и эстетическое сознание. 32. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 33. Деятельность, ее виды. Активность субъекта. 34. Специфика ценностного отношения человека к миру. 35. Экзистенциальные категории человеческого бытия.
Список литературы к модулю ІІІ. 1.Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с. 2.Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы / Н. А. Бердяев – М., 1999. 3. Библейская энциклопедия // Изд. Свято-Сергиевой Лавры. Моск. патриархия при участии соц.-коммерч. фирмы «Человек». – Ленинград, 1999. – 902 с. 4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические (с ил. Гюстава Доре): в 2 т. – М.: Библей. Комиссии «Духовное Просвещение», 1991. 5.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХІ века / Валлерстайн И. – М.: Логос, 2004. – 368 с. 6. Вебер А. Глобальное потепление и устойчивое развитие / А. Вебер // Свободная мысль. – 2007. – № 5. – С. 7-23. 7. Витгенштейн Л. Философские исследования //Витгенштейн Л. Философские работы. – Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994. 8. Гоббс Т. О человеке// Т. Гоббс. Соч.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1989. 9. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем (под ред. Астаховой В. И.). – Х.: Изд-во НУА, 2008. 10. Глоссарий современного образования /Нар. укр. акад.; под общ. ред. Е. Ю. Усик; (сост.: Астахова В. И. и др.) – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 527 с. 11. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 208 с. 12. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период / Л. Н. Гумилев. – Л., 1990. 13. Друкер Питер Ф. Эпоха разрыва: ориентиры нашего меняющегося общества / Ф. Друкер Питер. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. – 336 с. 14. Зиммель Г. Социальная дифференциация / Г. Зиммель. // В кн.: Западно-европейская социология ХІХ – нач. ХХ веков; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд. Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. 15. Злобіна О. Особистість як суб′єкт соціальних змін / О. Злобіна. – К.: Ін-т соціології НАН України, 2004. – 400 с. 16. Кант И. Лекции по этике: пер. с нем. / И. Кант.; общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. – М.: Республика, 2000. – 431 с. 17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М.: ГУ-Высш. шк. экономики, 2000. 18. Катаєв С. Л. Українське суспільство / С. Л. Катаєв. – Запоріжжя: ГУ «ЗІДМУ», 2005. 19. Костомаров М. Книга буття українського народу / М. Костомаров //Кирило-Мефодїїв. т-во: у 3 т. – К., 1900. – Т. 1. 20. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ /И. Лакатос. – М.: Медиум, 1995. 21. Ле Гофф Ж. Историк и человек повседневный / Ж. Ле Гофф //Соц. аетропология: Хрестоматия /под ред. В. Г. Городяненко. – Д.: Изд-во Днепропетр. ун-та, 2004. – С. 340–344. 22. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. – М., 1980. 23. Лобанова А. С. Феномен соціальної мімікрії / А. С. Лобанова. – К.: Ін-т соціології НАН України, 2004. – 300 с. 24. Мід Дж. Г. Дух, самість і суспільство. З точки зору соціального біхевіориста / Дж. Г. Мід; пер. з англ. – К., 2000. 25. Михайлева Е. Г. Интеллектуальная элита в матрице современных цивилизационных изменений: Монография / Е. Г. Михайлева. – Х.: Изд-во НУА, 2008. – 576 с. 26. Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 1. / М. Монтень; пер. с фр. А. С. Бобовича – М.: ООО Изд-во АСТ; Харьков: Изд-во Фолио, 2002. – 624 с. 27. Новые социальные неравенства / под ред. С. Макеева. – К.: Ин-т социологии НАН Украины, 2006. – 355 с. 28. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. Тексты: пер с англ. – М., 1996. 29. Патнэм Х. Разум, истина и история /Х. Патнэм. – М., 2002. 30. Подольская Е. А. Управление социальными процессами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Подольская. – Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 524 с. 31. Подольська Є. А. Кредитно-модульний курс філософії. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2006. 32. Подольська Є. А. Філософія. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2007. 33. Подольська Є. А., Подольська Т. В. Філософія: 100 питань – 100 відповідей. Навч. посібник для студентів вищ. навч. закладів. – Київ: Фірма «ІНКОС», 2008. – 352 с. 34. Подольская Е. А. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций / Е. А. Подольская // Вчені записки Харк. гуман. ун-ту «Нар. укр. акад.». – Т. ХІІІ. – Кн. 1. «Актуальні проблеми освіти». – Х.: Вид-во НУА, 2007. – С. 19–30. 35. Подольська Є. А. Проблемне поле глобально-інформаційної соціології / Є. А. Подольська //Вісн. Одес. нац. ун-ту. Т. 12. – Вип. 6. «Соціологія і політичні науки». – Одесса: вид-во Одес. держ ун-ту ім. І. І. Мечнікова, 2007. – С. 443–449. 36. Подольська Є. А. Етнічність, релігія, нація: міжкультурні комунікації: монографія / Подольська Є. А., Філіппова О. А. та ін.. – Х.: Вид-во НФАУ: Золоті сторінки, 2002. – 216 с. 37. Поппер К. Логика и рост научного знания /К. Поппер. – М., 1983. 38. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с. 39. Соціологічна енциклопедія /Уклад. В. Г. Городяненко (Сер. «Енциклопедія ерудита»).– К.: Академвидав, 2008. 40. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: Изд-во АСТ, 2003. – 558 с. 41. Фихте И. Г. Назначение человека / И. Г. Фихте. // Сочинения в двух томах. – Т. 2. – СПб.: Мифрил, 1993. – С. 65–224. 42. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 672 с. (Классика зарубежной психологии). 43. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Изд. второе, стереотипное. – СПб.: Наука, 2006. – 380 с. 44. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. – М.: ООО «Издательство АСТ»»: ООО «Транзит книга», 2004. – 635 с. 45. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. 46. Шюц А. Равенство и смысловая структура социального мира // Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М., 2003. – С. 260-310. 47. Этика. Энциклопедический словарь (Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. 48. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. – М.: Ладомир, 2004. – 384 с. 49. Юнг К. Г. Сознательное и бессознательное. – СПб.-М.: «Университетская книга», 1997. – 537 с. 50. Юм Д. Трактат о человеческой природе. – М.: Канон, 1995. 51. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.:Теис, 2005.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |