АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема метода в античности: стихийная диалектика и ее альтернативы

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  5. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Алгоритм метода ветвей и границ
  8. Алгоритм проведения таксонометрического метода
  9. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  10. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  11. Антропологическая проблема в русской философии
  12. Безопасность как проблема дипломатической практики

Гераклит является основателем стихийной диалектики, он сформулировал идею о взаимопреобразовании и борьбе противоположностейкак внутреннего источника постоянной текучести явлений.

Оппонентами Гераклита в дискуссии «текучих» и «неподвижных» стали элеаты (представители Элейской школы конца VІ – первой половины V вв. до н. э.) Ксенофан, Парменид, Зенон. Мир они воспринимали как вечное, неподвижное целое. Парменид в поэме «О природе» указывал, что едино все – без конца, не движимое, однородное, не было в прошлом его, не будет в будущем, но все – в настоящем. Бытие для Парменида едино и неподвижно, а Вселенная имеет вид однородного твердого шара.

Зенон утверждал что движение (реальность) и множество (чувства, восприятия) приводят к противоречиям (апории). Если допустить существование движения, то, согласно Зенону, возникает неразрешимое противоречие. Зенон выдвинул пять опровержений движения в своих апориях (апория – трудность, недоумение). Первая апория формулируется просто: «движимое не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет». Вторая апория «Дихотомия» утверждает, что движение не может закончиться, поскольку, перед тем как достичь конечного пункта, необходимо пройти половину пути, но перед тем как достичь этой половины, необходимо пройти «половину половины» и так без конца. Следовательно, и движение не может не только закончиться, но и начаться. В третьей апории «Ахилл и черепаха» утверждается, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку, перед тем как он преодолеет расстояние до черепахи, она уже проползет какое-то, пусть небольшое, расстояние, снова отдалится от Ахилла – и так бесконечно. В следующей апории речь идет о стреле, выпущенной из лука. Стрела на самом деле неподвижна, в любой момент она просто занимает определенное место, покоится в данном месте в данную долю секунды. Но разве можно получить движение из суммы покоя? Зенон в своих апориях зафиксировал противоречивость движения.

Эмпедокл считал неизменными только землю, воду, воздух и огонь. Все остальное изменчиво и представляет собой совокупность этих стихий. Космогония Эмпедокла строится как безграничное чередование «любви» или «вражды». В центре внимания Анаксагора – также вопросы о превращении одних вещей в качественно другие. В античной философии оформились как диалектические взгляды на причины и закономерности развития, так и альтернативные, метафизические представления.

 

3. Эволюция идеалистических взглядов в философии Древней Греции.

В конце VI в. до н. э. был создан Пифагорейский союз, основанный выдающимся математиком Пифагором. Основание мира составляют числа, которые и создают космический порядок. Единица – основа всего, линии создает двойка, поверхности – тройка, а тела – четверка. Числа выступают как самостоятельные сущности. Священной декадой является число 10, ибо оно – подобие Вселенной с десятью небесными сферами и десятью светилами.

Сократ стремился найти точный метод, который заключался бы, в первую очередь, в самопознании. Его исходным основанием был вывод, который Сократ сформулировал в виде афоризма: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это положение предостерегало мыслителя от предубежденности. Познание, согласно Сократу, начинается с тщательного анализа самого себя как духовного существа, которое мыслит и действует. После завершения анализа своего духовного мира, по мнению Сократа, мудрец мог правильно решать проблемы жизни, понять суть объективно существующего духа, то есть познать объективно существующую истину. Метод познания, разработанный Сократом, получил название «майевтика» (от греческого: повивальное мастерство). Сократ сравнивал свою деятельность, которая помогает рождению истины, с искусством повитухи (его мать была повитухой). Он демонстрировал действие своего метода в процессе бесед с учениками. Во время диалогической беседы он использовал два способа для получения знания – индукцию и дефиницию. Но начинался «сократический метод» с иронии, когда мыслитель сталкивался с самим собой, понимал противоречивость своих представлений, определял собственное невежество.

Платон – объективный идеалист, от него берет начало «линия Платона», т. е. идеализм вообще как направление философии, считающее первоосновой мира идею. Он признавал существование объективного мира, но считал его лишь отпечатком, творением действительно реального потустороннего мира идей. Так, он утверждал, что существует, например, идея коня в потустороннем мире, которая в нашем мире вылилась в реальном коне. Существует, например, идея стола, различных животных и т. п., а реальные предметы являются лишь их отпечатком, воплощением. Идея, согласно Платону, – это предельное обобщение вещей. В ней заложен сам принцип предмета, модель и метод его конструирования и узнавания. Таким образом, материальный мир, по Платону, – «тень» мира идей, он вторичен.

Платон разработал так называемую «теорию воспоминаний», составляющую ядро его гносеологической концепции. Идеи людей, то есть их души, находясь на земле, сохраняют в себе воспоминания об истинном потустороннем мире идей, откуда они пришли. Эти воспоминания являются, по Платону, нашими знаниями о мире. Воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отречься от телесности.

Существующие государственные формы Платон делит на две группы: допустимые и регрессивные. К регрессивным он относит тимократию (власть нескольких лиц, основанную на военной силе), олигархию (власть нескольких лиц, которая опирается на торговлю, ростовщичество), демократию (власть неблагодарного демоса, толпы) и тиранию.

Философия мегарской школы базировалась на сочетании сократовского учения о познании общего в понятиях и учения элеатской школы о едином бытии и противоположности чувственного и рационального познания. Эвклид учил, что реально существует только общее. Мегарцы доказывали, что единичное не может быть истинным и приводили целый ряд примеров, зафиксированных в софизмах «Лжец», «Рогатый», «Лысый», «Куча». В софизме «Рогатый» говорится: ты имеешь то, что не потерял. Ты не потерял рога, таким образом ты их имеешь. В софизме «Лжец» говорится: если человек уверяет, что он – лжец, то обманывает ли он, или говорит правду? Это уже не софизм, а логическая задача. В софизмах «Куча» и «Лысый» решается проблема перехода количественных изменений в качественные (с выпадением которого конкретно волоска человек становится лысым? С добавлением которого конкретно зерна образуется куча?).

 

4. Философские взгляды Аристотеля.

Систематизацию и логическое обобщение всех научных знаний своей эпохи дал Аристотель. Он написал около 150 научных трудов, среди которых можно вычленить несколько групп: 1) логические трактаты («Категории», «Об истолковании», в которых изложена теория суждения; «Аналитика» – главное логическое произведение мыслителя; «Топика», в которой изложена теория вероятностного знания); 2) трактаты о природе и движении («Физика», «О возникновении и разрушении» «О небе» и другие); 3) биологические трактаты: («О душе» «История животных»); 4) произведения о «первичной философии», то есть метафизике; 5) этические произведения – «Никомахова этика» «Эвдемова етика»; 6) социально-политические и исторические произведения, важнейшим среди которых является «Политика»; 7) произведения об искусстве, поэзии и риторике, прежде всего это – «Поэтика».

Аристотель обосновывает реальность существования бытия, отдельных чувственных вещей, в которых существует общее и благодаря чему оно может быть познано. Материя истолковывается Аристотелем как пассивный «первоматериал» бытия, и поэтому в «чистом» виде может только мыслиться. Аристотель колебался между идеализмом и материализмом. Применяя материалистические методы изучения различных проблем и объектов, он все же объяснял природное развитие первотолчком, который когда-то совершил «мировой разум». Реально же существовать материя может только будучи «оформленной», то есть вступая в контакт с формой. Следовательно, причиной существования вещи является активная форма. Материя же – это лишь первичный материал, возможность стать чем-то. Движение материи может предоставить только форма. «Формой всех форм есть Бог».

Согласно Аристотелю, существует четыре вида причин: материя (кирпич и другой строительный материал), форма (план), движущая причина (архитектор, его искусство) и цель строения (само строение). Таким образом, пассивной материи придает реальность только форма. Философия Аристотеля теологична, поскольку, по его мнению, все в мире имеет изначальную целенаправленность к Богу, к его творческому замыслу.

Аристотель предложил классификацию форм движения. Он выделил изменения по сущности (возникновение, уничтожение) и движение в узком понимании (переход в другое качество, увеличение, уменьшение, перемещение). Но он считал земное движение несовершенным, второстепенным, а небесное – образцовым.

Натурфилософскую картину мира Аристотель строит на идее четырех корней (воздух, вода, земля, огонь) и представлениях об их взаимопроникновении (теплого – в холодное, сухого – в мокрое и наоборот). Но обязательным является пятый элемент – божий эфир (квинтэссенция), из которого образуются небо и звезды.

Аристотель – основатель логики, он разрабатывал проблему истины, силлогизмы. Его достоянием являются десять категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание.

Все объекты Аристотель делит на две группы: 1) те, которые могут восприниматься лишь благодаря органам чувств – звук, цвет, запах; 2) те, которые воспринимаются сразу всеми или большинством органов чувств – движение, величина, фигура. Однако информация органов чувств ограничена, ошибочна, поскольку не дает представления о необходимости, форме и цели.

Аристотель выделяет четыре содержания бытия: 1) бытие в себе (субстанция или сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, наличие, покой); 2) бытие потенции и акта; 3) бытие акциденций – это случайные типы бытия; 4) бытие как истина, которая принадлежит человеческому интеллекту и изучается логикой.

Аристотель формулирует классическую структуру философии, выделяя в ней практическую философию (поэтику, риторику, политику и этику), теоретическую философию (зоологию, психологию, космологию, физику или онтологию), первую философию, или теологию (метафизику), которая включает бытие, категории бытия, субстанцию, сверхчувственную субстанцию. Логика, или аналитика, выступает при этом инструментом рассуждений.

Аристотель пришел к выводу, что существует три типа государств: монархия (то есть правление одного), аристократия (правление немногих) и демократия (правление всех). При этом он считал, что все эти государственные формы хороши, если и монарх, и представители меньшинства, и демократия заботятся только о благе народа. И вместе с тем каждая из этих форм государства может, по его мнению, быть вредной и выродиться в худшую форму правления. Так, монархия может выродиться в тиранию, то есть бесконтрольное господство одного; аристократия – в олигархию, то есть в господство немногих, которые захватывают себе все блага; демократия же может выродиться в охлократию, то есть господство толпы – черни. Сам Аристотель был сторонником правления меньшинства – аристократии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)