|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Категории как общие формы отражения бытия, его познания и преобразованияКатегории –основные и общие признаки, универсальные формы мышления и сознания, которые отражают общие свойства и отношения объективной действительности, общую закономерность развития всех материальных, природных и духовных явлений. Категории философии являются итогом познания, обобщением опыта познания и практики всей предыдущей истории человечества. Это узловые пункты познания, «ступени» проникновения мышления в сущность вещей. Они являются результатом движения мышления от конкретного, чувственно воспринимаемого – к абстракции, от единичного – к общему. Отражая окружающий мир и отношение человека к нему, категории выполняют мировоззренческую функцию, а как самые общие формы (средства, схемы) теоретической и практической деятельности – методологическую функцию. Все философские категории и категории конкретных наук имеют целый ряд особенностей: 1) они объективны по своему содержанию, поскольку в них отражаются какие-то свойства, отношения и связи явлений объективного мира; 2) по своей форме они субъективны, поскольку являются продуктом абстрагирующей деятельности человеческого мышления; 3) они по своей сущности изменчивы и подвижны, то есть не являются каким-то застывшим и неизменным знанием. √ Диалектическая взаимосвязь единичного, особенного и общего проявляется в таких моментах: ▪ Во-первых, каждый предмет, явление представляет собой единство единичного, особенного и общего. В основе этого явления лежит материальное единство мира, общая связь вещей, неисчерпаемость структуры и свойств окружающей нас действительности. Однако над единичными и особенными чертами в конкретном предмете как бы «господствует» общее. ▪ Во-вторых, общее не существует без связи с единичным, отдельным и проявляется только через него. Биологические виды животных мира существуют в конкретных индивидах. ▪ В-третьих, единичное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. ▪ В-четвертых, любое общее приблизительно охватывает отдельные предметы, а любое отдельное неполно входит в общее. Отдельное входит в общее лишь основными чертами, свойствами, закономерностями. Поэтому отдельное богаче, разнообразнее общего, но последнее глубже, существеннее для понимания единичного. ▪ В-пятых, в процессе развития мира наблюдается превращение единичного в общее, а общего – в единичное. √ Сущность и явление – это категории, которые выявляют различные ступени познания, различный уровень глубины понимания объекта. Познание объекта начинается с установления внешних свойств предмета. Установление их причин и других глубинных, закономерных отношений и свойств и является переходом к раскрытию сущности. Когда мы говорим о сущности, то имеем в виду закономерное. Явление выступает как внешнее проявление сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от человека, явление лежит на поверхности вещей. Сущность и явление – соотносительные категории. Они характеризуются друг через друга. Если сущность представляет собой нечто общее, то явление – единичное, выражающее какой-то момент сущности. Если сущность есть что-то глубинное и внутреннее, то явление – внешнее, более богатое и яркое. Если сущность представляет собой нечто устойчивое, необходимое, то явление – более преходящее, изменчивое, случайное. Познание сущности предмета, явления человеком представляет собой процесс бесконечного углубления от явления к сущности, от сущности первого уровня – к сущности второго уровня и так далее. Явление богаче сущности, ибо содержит в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всякие случайные отношения, особенные черты последнего. √ Более глубокому пониманию системного, процессуального характера сущности служат категории «содержание – форма», где содержание фиксирует особенную меру, состояние сущности, которая раскрывается, а форма указывает на способ удержания этого содержания как конкретной определенности. Содержание – это состав элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма – это способ внешнего выявления содержания относительно состояния, это определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Форма вещи есть организация устойчивых связей между ее элементами. Ни при каких реальных условиях, нигде и никогда не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Единство формы и содержания предусматривает относительную самостоятельность их и активную роль формы относительно содержания. Относительная самостоятельность формы проявляется, во-первых, при наличии одной формы у различного содержания; во-вторых, при отставании или опережении формы развития содержания; в-третьих, при обратном влиянии формы на содержание. Содержание и форма находятся в диалектическом отношении. Это означает: ▪ во-первых, они не существуют друг без друга, то есть находятся в неразрывном единстве; ▪ во-вторых, в определенном отношении они могут переходить друг в друга, то есть форма выступает как содержание, а содержание – как форма; ▪ в-третьих, одно и то же содержание (в главном, определяющем – иначе это будет другое содержание) может иметь разные формы, и наоборот. В этом случае формы рассматриваются как виды, разновидности содержания (разные жанры, виды искусства). Абсолютизация формы, ситуация, когда преимущество предоставляется форме перед содержанием в различных сферах деятельности человека, ведет к формализму (от лат. formalis – касается формы). В области человеческих отношений формализм проявляется в безусловном соблюдении обычаев, правил этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, несуразным, комичным и даже драматичным. Интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в соблюдении буквы закона при полном пренебрежении к его сути и духу. Сущность бюрократии заключается как раз в доминировании формы над содержанием деятельности, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организации, цели ее сохранения и укрепления; ведет к возникновению привилегированной прослойки, оторванной от масс и стоящей над ними. √ Причинность представляет собойодну из форм общей связи явлений. Причина (лат.: causa) – философская категория для обозначения момента универсального взаимодействия предметов и явлений материального мира, заключающегося в образовании или порождении одними предметами и явлениями (причинами) других (следствий). Действие причин вызывает, определяет, образует, изменяет другое явление, предмет, который является следствием. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины при одинаковых условиях вызывают те же самые следствия. Причина и следствие – соотносительные понятия. Явление, вызывающее к жизни другое явление, выступает относительно него как причина. Результатом действия причины является следствие. Причина по времени предшествует следствию и предопределяет его. Но это не означает, что любое явление, предшествующее следующему, находится с ним в причинной связи. Ночь предшествует утру, но она не является причиной утра. Нельзя путать причинную связь с временной последовательностью явлений. Причину нужно отличать от повода. Повод –это событие, непосредственно предшествующее другому событию; оно делает возможным его возникновение, но не порождает и не определяет его. Причинно-следственная связь как одна из форм всемирной связи характеризуется такими существенными чертами: ▪ объективный характер, поскольку она присуща всем явлениям и предметам объективной действительности и не зависит от сознания субъекта; ▪ закономерный и необходимый характер, ведь каждая причина при определенных условиях обязательно с необходимостью вызывает определенное следствие; ▪ всеобщий и универсальный характер, поскольку в мире нет ни одного явления, которое бы не подчинялось закону причинно-следственной связи; ▪ строгая последовательность во времени: причина по времени всегда опережает следствие и вызывает его; следствие не может возникать раньше действия причины; ▪ причинно-следственная связь – это лишь часть всемирной связи, ведь в мире существуют и пространственные, и временные, и необходимые, и случайные связи, отношения сущности и явления, формы и содержания и т. п.; ▪ причинно-следственные связи разнообразны по форме, поскольку в явлениях физики причинность проявляется в одних формах, в химии – в других, в общественных науках – в третьих и т. п. Следовательно, причинная связь явлений имеет объективный, универсальный, всеобщий характер. Детерминизм (от лат. determinare – определяю) – философское учение об объективной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений реального мира. Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания объективности причинной связи. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, которая провозглашает, что ход всех процессов обусловливается действием нематериального «целеполагающего первоначала». Взаимодействие причины и следствия означает постоянное влияние их друг на друга, в результате чего происходит изменение как причины, так и следствия. На взаимодействие причины и следствия влияют окружающие явления, совокупность которых имеет название условий. Условия – это такие явления, которые необходимы для наступления данного события, но сами по себе его не предопределяют. Одна и та же причина при определенных условиях вызывает различные следствия. Среди условий могут быть такие, которые содействуют возникновению следствия, а могут быть и такие, которые предотвращают действие причин. В современной науке классификация связей причинных следствий проводится по различным признакам. Так, по признаку природы причинно-следственные связи разделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей – на динамические и статистические; в зависимости от количества и связности влияний – на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи разделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, общие, особенные, единичные и другие. Основная причина обусловливает весь процесс в целом, она лежит в самой сущности явлений. Главная – определяет развитие объекта на определенном этапе, неглавная причина играет роль лишь вспомогательной, она может ускорить развитие процесса. Неосновная причина часто выступает как повод, ибо не вызывает следствия, но содействует его появлению. Внутренней причиной является взаимодействие между элементами, сторонами внутри материальных образований, а внешней – взаимодействие между различными материальными образованиями, которые обусловливают соответствующие изменения в них. Различают также причины общие и ближайшие. Например, самолет падает и разбивается. Общая причина здесь – сила земного притяжения, но в основе ее есть и конкретная, ближайшая: какие-то неполадки в самолете, неопытность пилота и др. Между причиной и следствием существует сложная диалектическая взаимосвязь. Она проявляется в следующих моментах: ▪ причина и следствие выступают как единство противоположностей; причем, причина является господствующей, определяющей стороной, а следствие – зависимой, подчиненной. В то же время, одна противоположность (следствие) существует только благодаря существованию другой (причины); ▪ следствие также не является пассивным относительно причины, вызвавшей его; оно осуществляет обратное влияние на причину (идеи отражают бытие, но, возникнув, активно влияют на изменения общественного бытия посредством практической деятельности людей); ▪ одно и то же явление в одном и том же отношении выступает как причина, а в другом – как следствие. Например, дождь – следствие определенных метеорологических условий, но он может стать причиной высокого урожая; урожай – причиной укрепления экономической мощи державы – и так возникает причинно-следственная цепь явлений. Однако, если мы рассматриваем только два отдельных явления, то они не могут меняться местами, в этом понимании причина и следствие необратимы. Понятие «причинно-следственная связь» выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи – от случайности к необходимости, от явления к сущности. √ Необходимость отображает внутреннюю закономерность в связях между явлениями; необходимым оказывается то, что непременно должно произойти в данных условиях и определенным образом. Категория необходимости отображает общее, типичное, внутреннее, то, что преимущественно вытекает из глубинных, существенных, повторяемых связей и явлений действительности. Случайность выявляет внешнюю обусловленность явлений, то, что может произойти или не произойти, произойти так или по-другому, что в данных условиях может быть, а может и не быть. Категория «случайность» отражает моменты действительности, которые вытекают преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств. Случайность выявляет прежде всего единичное, то есть то, что является несущественным для данного явления. Случайность является формой выявления и дополнением необходимости. Объявить науку врагом случайности – значит ограничить ее лишь изучением необходимости, то есть сузить сферу ее исследования. Правильное понимание взаимосвязи необходимости и случайности, их места и роли в развитии явлений – основа науки и практики. В рамках религиозного мировоззрения существует концепция, согласно которой в мире, в жизни общества, отдельного человека все заранее определено Богом или мировым духом; но сила их непреодолима, непобедима. Вера в судьбу, обреченность – это фатализм. Почти все мыслители, которые отрицали случайность, отождествляют ее с отсутствием причин. Отсюда и вытекает порочный вывод: поскольку все, что происходит, имеет свою причину, то случайность невозможна. Мы нередко называем случайными явления, причины которых еще не в состоянии с точностью установить и предусмотреть, тогда как сами по себе эти явления не случайны, а необходимы. Неверным является мнение, будто явления могут быть или только необходимыми, или только случайными. Случайность в ходе развития может превращаться в необходимость, и наоборот.. Так, закономерные признаки того или другого биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, и на их основе формируются необходимые качества живого организма. Различают динамическую и статистическую закономерности. Динамическая закономерность – это такая форма необходимой связи, при которой взаимоотношения между причиной и следствием являются однозначными; другими словами, зная начальное состояние той или иной системы, мы можем точно предусмотреть ее последующее развитие. Так, предвидение явления солнечного и месячного затмений основывается на учете динамической закономерности, движения небесных тел. Статистическая закономерность, в отличие от динамической, представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных признаков. Например, если вы купили лотерейный билет, это не означает, что вы обязательно выиграете. Мера осуществимости того или иного случайного события характеризуется понятиям вероятности. Характерной особенностью статистических законов является и то, что они основываются на случайности, которая имеет постоянство. Это означает, что они применяются только к большой совокупности явлений, каждое из которых имеет случайный характер. Таким образом, если необходимость представляет собой неминуемую, закономерно вытекающую из сущности внутреннюю связь, то случайность есть необязательная, внешняя связь, которая не вытекает из сущности. Следовательно, необходимость – это содержательная сторона сущности, тенденция (закон) развития, условия и способ овладения. Случайность – это исторически первоначальное выявление необходимости, а также процесс порождения новой действительности. Основная цель познания – выявить закономерное, необходимое. Через анализ различных случайных, единичных фактов наука движется к раскрытию того, что лежит в их основе, к определенной необходимости. √ Возможность –объективно существующая тенденция возникновения предмета, которая предопределяется определенной закономерностью. Будучи реализованной, она превращается в действительность. Действительностью называют реализованную возможность, все то, что представляет собой наличное бытие. Действительность выступает как «актуальное бытие», она выявляет противоречивость между формой имеющегося бытия предмета и его развивающейся сущностью. Возможность является аспектом, стороной действительности, это «потенциальное бытие», ибо выявляет направление преобразования предмета. Существуют различные виды возможности. Возможности могут быть общими и единичными. Общая возможность выявляет предпосылки всеобщих сторон единичных предметов и явлений, а единичная возможность – предпосылки единичных сторон и индивидуальных особенностей явлений. Возможности могут быть реальными (конкретными) и формальными (абстрактными). Мы называем возможность реальной, когда она выявляет закономерную существенную тенденцию развития объекта, а в действительности существуют необходимые условия ее реализации. Формальная возможность выявляет несущественную тенденцию развития объекта и отсутствующие в действительности условия, необходимые для ее реализации. Формальная возможность может превратиться в реальную. Например, возможность полета человека в космос была когда-то только формальной, а теперь она стала реальной. Во времени возможность, как уже отмечалось, предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предыдущего развития, является в то же время выходным пунктом следующего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы соответствующие условия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |