АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтология

Читайте также:
  1. Билет № 43 Онтология (учение о бытии).
  2. Бытие и его формы. Онтология о бытии и субстанции.
  3. Вопрос 21. Онтология Иммануила Канта.
  4. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  5. Космология и онтология
  6. Онтология
  7. Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия.
  8. Онтология как философская дисциплина. Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалистические и плюралистические концепции.
  9. Онтология. Бытие и материя
  10. Основные проблемы (онтология и гносеология)
  11. Раздел III. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (онтология)

План

1. Бытие: основные концепции и формы.

2. Понятие материи, ее виды и уровни организации.

3. Движение как неотъемлемый атрибут материи, способ ее существования.

4. Пространство и время – формы бытия материи.

5. Сознание – высшая форма отражения действительности

6. Качественные особенности сознания. Сознание и язык.

Цели и задачи занятия: усвоить содержание категорий «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «пространство» и «время», «сознание»; выявить основные формы бытия, виды материи, формы движения, основные свойства пространства и времени; определить принципиальное отличие субстанциального и реляционного подходов к пространству и времени, суть диалектико-материалистического понимания движения; раскрыть качественные особенности сознания.

 

Основные понятия темы: бытие, время, вульгарный материализм, гилозоизм, движение, динамическая концепция времени, длительность времени, дуализм, единство прерывности и непрерывности материи, монизм, необратимость времени, объективность пространства и времени, плюрализм, пространство, протяженность пространства, психофизический параллелизм, реляционный подход, сознание, статическая концепция времени, субстанция, субстанциальный подход,

 

1. Бытие: основные концепции и формы .

Учение о бытии получило название «онтологии» (от греч. ŏυ – род, ŏυτоς – сущность и λóγоς, – слово, понятие, учение). Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики в VI – V вв. до н. э. Некоторые из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), а другие – как то, что постоянно движется, развивается (Гераклит). Уже в античной философии различаются бытие и небытие, сущность и существование, намечаются подходы к пониманию объективного и субъективного. Истинным бытием Платон считает мир идей, а не мир чувственных вещей. Аристотель различает различные уровни бытия (от чувственного до интеллигибельного).

В Средние века философия противопоставляет бытие Божье и бытие, созданное Богом, различая при этом действительное бытие (акт) и возможное (потенцию). В эпоху Возрождения общее признание получает культ материального бытия, природы.

Для Нового времени характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция и ее свойства как основание мира. Наряду с этим формируется другой способ толкования бытия на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в основном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую» и в толковании Лейбницем бытия как сущности духовных субстанций – монад, и в отождествлении Беркли существования и реальности в восприятии.

Такая интерпретация бытия нашла свое завершение в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие – это не свойства вещей, а способ взаимосвязи наших понятий и суждений. Фихте понимает бытие как свободную, чистую деятельность абсолютного «Я», Шеллинг видит его в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие считается первой, непосредственной ступенью восхождения духа к самому себе; оно неопределенно, непосредственно, бескачественно.

Попытка понять бытие из анализа сознания характерна и для западной философии XIX – XX столетий. Так, в «философии жизни» (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, в неокантианстве оно раздваивается на мир сущего и мир ценностей, в феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между психическими актами сознания и объективно-идеальным бытием, миром смыслов. Шелер включает в бытие и эмоциональные переживания, и оценки, Хайдеггер ограничивает его только кругом интерпретаций. Сартр противопоставляет «бытие в себе» и «бытие для себя», различает материальное бытие и человеческое бытие. Основная характеристика человеческого бытия, по Сартру, – свободный выбор возможностей.

В философии марксизма проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности). Один уровень нельзя сводить к другому: материя и формы ее движения – предмет естественных наук, а общественное бытие изучают социологические и исторические науки.

Бытие – это философская категория, которая означает: все, что реально существует; реальность, которая существует объективно, вне и независимо от сознания человека; общий способ существования человека. Основные формы бытия:

▪ бытие предметов и процессов, существующих независимо от человека и его деятельности – «первая природа» и бытие предметов и процессов, созданных человеком – «вторая природа»;

▪ бытие духовного (идеального), которое разделяется на индивидуализированное и объективизированное;

▪ бытие человека как существование его в мире вещей и в мире духовных ценностей;

▪ бытие социальное, которое разделяют на бытие отдельного человека и бытие общества в целом.

С убстанция (лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе) – некая первичная основа всех вещей, являющуяся их последней сущностью. Если различные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она – причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и наиболее устойчивый слой реальности.

В истории философии категория субстанции приобрела три базовых категориальных понимания:

▪ во-первых, ее отождествляли с субстратом, с конкретным веществом, из которого образуются предметы;

▪ во-вторых, ее воспринимают как деятельную духовную первооснову;

▪ в-третьих, под субстанцией понимают неизменную основу, из которой разворачивается все многообразие предметов и явлений.

Философы пытались решить также и вопрос относительно количества субстанций. Так возникли монизм, дуализм и плюрализм.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества самостоятельных равнозначных духовных субстанций, не сводимых к единой первооснове. На позициях плюрализма стоял Г. В. Лейбниц (учение о независимых духовных сущностях – монадах).

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – принцип философского объяснения сущности мира, который исходит с признания наличия в нем двух первооснов (субстанций) – духа и материи, идеального и материального. Дуализм был развит Спинозой в учении об отношении атрибутов мышления и протяженности. Одним из выдающихся представителей дуализма был Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Дуализм был свойствен и философии Канта, который разделял действительность на мир явлений, единственно доступный познанию, и мир сверхчувственных непознанных «вещей в себе».

Монизм( от греч. Μσυξς –один, единственный) – философский принцип объяснения разнообразия мира как проявления единственной первоосновы – материи (материалистический монизм) или духа (идеалистический монизм).

Материальное единство мира проявляется в том, что все предметы и процессы существуют объективно, что все они имеют один источник – материю; происходит взаимопревращение одних форм материи и движения в другие; нет абсолютно изолированных вещей и явлений; существуют общие фундаментальные законы природы и общества.

В отличие от материалистического, религиозно-идеалистическое понимание мира признает в роли субстанции Божью волю, абсолютный разум, которая абсолютизируется, боготворится.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)