|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности философствования в Древней Индии и КитаеФилософия в Древней Индии возникла приблизительно в середине первого тысячелетия н. э., когда на ее территории начали формироваться рабовладельческие государства. Самые древние памятники индийской литературы – четыре сборника религиозных гимнов и молитв, которые называют «Ведами» (около 2500–1700 лет до н. э.). Завершением «Вед» считаются «Упанишады» (upani – sad – «сидеть возле, то есть у ног учителя, получая от него советы, наставления»). Сегодня известны около 300 «Упанишад». Большинство их сложено в VIII–VI вв. до н. э. В этих сборниках бесед наставника с учениками решаются вопросы о субстанции бытия, определяется абсолютная и единственно истинная первооснова всего существования – мировая душа (брахман), которая воплощается в различные существа по закону кармы (расплаты). Наряду с этим в «Упанишадах» отобразились и материалистические взгляды, согласно которым первоосновой бытия считались материальные элементы (вода, огонь, воздух, земля). Главное внимание в философских идеях Упанишад обращается на вопрос о субстанции бытия. Главенствующее место занимает изложение взглядов о брахмане как абсолютной и единственно истинной духовной первооснове всего существующего. Брахман творит объективный мир произвольно из самого себя и тождественен с душой человека (атман). Согласно «Упанишадам», высший смысл мудрой жизни – в осознании, постижении брахмана как пронизывающей все сущности, в том, чтобы понять неистинность, временный характер эмпирического бытия, отречься от влечения, стремления к нему и найти вечный покой и бессмертие в познании своей тождественности с брахманом, в единстве с ним (мокша). В Древнем Китае в VII–VI вв. до н. э. как в идеологии, так и в политике четко вырисовывались две тенденции – консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все более широкое распространение получали наивно-материалистические взгляды о пяти первоэлементах (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных силах (инь и ян), о естественном пути (Дао) в природе и др., которые возникли еще в начале II–І тысячелетиях до н. э. в результате обобщения первоначальных знаний того времени.
2. Основные философские школы Древней Индии. Большинство философских школ Древней Индии были ортодоксальными, ибо опирались на авторитет «Вед»: 1). Учение санкхья главной мудростью считает познание путей и средств, которые ведут к полному освобождению человека от страданий и несчастий. Философия санкхья имеет дуалистический характер, так как признает две реальности: материальную (пракрити) – и духовную (пуруша). Пуруша – пассивна, но наделена сознанием. Сочетание пракрити и пуруша предопределяет начало эволюции индивида и Вселенной. 2) Основателем йоги считается мудрец Патанджали. Самым древним произведением йоги считают «Йога-Сутру», которая также называется по имени основателя – «Патанджали-сутра». Йога учит, что наивысшего блаженства человек может достичь не путем изменения объективных условий своей жизни, а в результате полного освобождения своего сознания от влияния внешнего мира и достижения особенного психического состояния – «самадхи» (сосредоточения), когда угасают все желания, мышление застывает на какой-то внутренней точке. Нарушается связь с основным миром и как бы появляется способность интуитивного видения истины. Важным элементом йоги является описание правил психологически ориентированной тренировки. Ее отдельные ступени включают самообладание (яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляцию чувств от внешнего влияния (пратьяхара), концентрацию мысли (дха-рана), медитации (дхьяна) и состояния сосредоточенности (самадхи) – освобождение от телесной оболочки. 3) Согласно учению ньяя, объективный мир состоит из вечных, качественно разнородных мелких частей (ану) воды, земли, воздуха и огня. Основное внимание последователи Гаутамы сосредоточивали на проблемах теории познания и логики. они признавали четыре источника познания: чувственное восприятие, точное свидетельство, аналогию и умозаключение. Они разработали учение о познании и о логическом выводе, которое развивалось на основе материалистической теории бытия. 4) Представители учения вайшешика считают, что причины реальности – в особенных свойствах атомов и душ. Материальным носителем всех качеств вещей, особенностей, действий, а также причиной всего сложного является субстанция. Из различных видов субстанций лишь пять (земля, вода, свет, воздух, эфир) образованы из физических элементов, которые сами состоят из вечных неделимых атомов. Именно они не воспринимаются чувствами, и об их существовании мы узнаем только посредством логического вывода. 5) Единственным средством освобождения от пут сансары и кармы, согласно учению школы миманса, считается соблюдение того, чему учат тексты «Вед», в которых учение усматривает сверхчувственную универсальную субстанцию, существующую вечно и являющуюся абсолютной. Миманса уделяла большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственные восприятия рассматриваются как особенный источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные, имеющие различные объективные признаки. Кроме восприятия, источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых непререкаемых истин как постулатов. 6) Идеалистическое учение «веданта» требует, чтобы ученик покорно следовал учителю (был посвящен в мудрость веданты), участвовал в созерцании и в постоянных размышлениях над источниками мудрости до тех пор, пока не достигнет постоянного созерцания истины. Однако во многих из философских учений Древней Индии (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) из-под внешней религиозно-этической формы проступает материалистическая тенденция. Они являются неортодоксальными, поскольку подвергают сомнению положения Вед.. 1. Цель учения джайнизма – освободиться от страдания. В отличие от брахманизма джайнизм утверждает, что законы кармы нельзя преодолеть жертвой богам, но можно победить. Для освобождения от сансары еще при жизни необходимо правильное поведение, правильное познание, правильная вера. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а особенные святые, которые достигли силы и счастья на почве совершенного знания и посредством поведения, проистекающего из этого знания. Джайнизм опирается на учение о бытии, согласно которому существует большое количество вещей, наделенных реальностью и имеющих, с одной стороны, постоянные, или субстанциональные, а с другой – случайные, или переходные свойства. В числе неживых субстанций особое значение придается материи (пудгала). Космос, согласно джайнизму, вечен, он никем не создан и не может быть уничтожен. Душе доступны безграничное знание, могущество и счастье. Но душа склонна отождествлять себя с телом. В этом отождествлении – источник ее несвободы, зависимости. «Освобождение», как цель учения джайнизма, должно привести к полному отделению души от тела. Достигается это путем аскетизма. Целью является личное спасение, поскольку человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Отсюда проистекает эгоцентрический характер этики джайнизма. 2. В VI в. до н. э. возникает религиозное учение «буддизм». В современном мире буддизм – одна из мировых религий наряду с христианством и исламом. Учение буддизма основывается на легенде об основателе религии – принце Сиддхартхе Гаутаме, которого называли Будда («просветленный»). Первая попытка систематизации буддизма представлена в книге «Трипитака», то есть «Три корзины учений». Согласно учению буддизма, жизнь – это сплошная цепь страданий. Причина этих страданий – в стремлении к удовлетворению потребностей, во влечении к удовольствиям (влечение к существованию). Смерть не ведет к прекращению страданий, ибо за ней наступает новое перерождение. Преодолеть страдания, спастись от вечного круга перевоплощения (сансары) можно только путем преодоления в себе влечения к существованию. Необходимость страдания выводится из обусловленности и зависимости всех событий и фактов. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что освобождение от страданий достигается не в потусторонней, а в реальной, земной жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов «нирвана». Под нирваной (букв.: охлаждение, затухание) буддисты понимают состояние блаженного небытия, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, от мира мыслей и мнений. 3. Материалистическое течением локаята, или чарвака отрицало существование любого другого мира, кроме материального. Вера в существование Бога, души, рая, потустороннего мира – ложна, а предметы этой веры – недоступны для восприятия. Элементы природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. Школа локаята отбрасывала мистическое откровение, слепую веру в Веды, отрицала сами основы ведической религии – карму (расплату за земную жизнь в потустороннем мире и во всех следующих перевоплощениях), сансару (круг земных перевоплощений души) и мокшу (освобождение от них).
3. Этико-политические учения Древнего Китая . В V–ІІІ вв. до н. э. образуются основные философские школы: 1) Конфуцианство, согласно которому воля человека определяется «небесною волею», поэтому деление общества на «привилегированных» и «низших» не может быть изменено. Каждый человек должен четко знать свое место в обществе и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. Конфуций выдвигает учение «чжень-мин» (исправление имен), суть которого заключается в том, что название вещи должно отвечать ее сущности. Это значит, что место каждого человека в обществе, его поведение должно строго соответствовать социальному состоянию человека. Человек должен подчинится «внешней» ритуализованной этико-социальной норме, ему нужно преодолеть себя и возвратиться к благопристойности (ли), в результате чего в мире утверждается «гуманность» (жень) – внутренняя морально-психологическая установка на «любовь к людям». Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун-юн – «золотая середина») и «взаимности» (шу – «золотое правило морали»). Наиболее выдающимся последователем Конфуция был Мен-цзы, который утверждал, что человеческая жизнь подчинена небесной воле, носителем которой является мудрый царь – «сын неба». Мен-цзы усматривал свою цель в том, чтобы путем воспитания и усовершенствования личности защитить народ от влияния противников конфуцианства. 2) Моизм, который выступил против конфуцианской школы. Мо-цзы выдвинул идею всеобщей любви, призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. Мо-цзы выступал против захватнических войн, проповедовал мир и взаимопомощь между государствами. 3) В развитии философии Древнего Китая выдающееся место занимает даосизм, учение Лао-цзы о Дао, об общем естественном законе мира вещей. Жизнь природы и людей не руководствуется «волею неба», а течет по определенному естественному пути. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией «ци» составляет фундамент мира. Сущность Дао заключается в том что все в мире находится в движении и изменении, и в процессе этого изменения все вещи обязательно переходят в свою противоположность. 4) Последователи даосизма из «Дворца науки Цзися» считали, что основой всех вещей являются ци (воздух, эфир), которым внутренне присуще движение и изменение. 5) Фацзя («законники») были сторонниками государственных реформ как орудия преобразования старого общества. Хань Фей (ІІІ в. до н. э.), утверждал, что естественный путь развития дао является основанием всех законов природы – ли. В человеческом обществе, как и в природе, существуют, законы (Фа), которые являются для людей критерием их действий. Эти законы должны стать мерилом в определении добрых и злых намерений человека, изменяться согласно с требованиями времени, стать мощным оружием в укреплении страны.
Проблемно-поисковые вопросы 1. Какие проблемы решались в Упанишадах? Покажите их обусловленность социально-историческими условиями Древней Индии. 2. Что такое «брахман»? Почему именно ему принадлежит главенствующее место в Упанишадах? 3. Какие тенденции вырисовывались в идеологии и политике Китая в VII–VI вв. до н. э.? 4. Покажите, что такие учения как миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика носят ортодоксальный характер. 5. В чем конкретно проявляется неортодоксальный характер таких учений, как буддизм, джайнизм и локаята-чарвака? 6. В чем состоит связь философии. системы питания и техники дыхания в йоге? 7. Почему буддизм называют «религией спасения»? 8. Что такое «нирвана»? 9. Прокомментируйте высказывания Конфуция: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания», «Нужно изучать старое для того, чтобы познать новое», «Учение без размышлений – напрасно, а размышления без учения – пусто». Как эти идеи вписываются в его этико-политическую философскую систему? 10. Познавший волю неба становится, по Конфуцию, «благородным мужем», то есть нормативной личностью, сочетающей духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист благородного мужа – «маленький человек», руководствующийся выгодой, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ. 11. По мнению Мэн-цзы, человек рождается добрым, ему свойственны четыре врожденных качества: соболезнование, чувство стыда, скромность и умение отличать истину от лжи. Но врожденные качества человека в результате плохого влияния общества быстро теряются. Обоснуйте свою точку зрения по этому вопросу. 12. Согласны ли Вы с Мо-цзы, который утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип «всеобщей любви». В зависимости от этого «небесный властелин» соответствующим образом награждает или карает человека. Согласуются ли эти взгляды с конфуцианством? 13. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:брахман, буддизм, вайшешика, аскетизм. Веды, веданта, даисизм, джайнизм, локаята-чарвака, йога, карма, конфуцианство. миманса, моизм, мокша, нирвана, ньяя, ортодоксальный, пудгала, сансара, сутра. Трипитака, Упанишады, фацзя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |