|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемно-поисковые задания1. Назовите основные сферы общественной жизни. Охарактеризуйте их, покажите взаимосвязь и взаимообусловленность. 2. Что выступает основным социальным мотивом развития производительных сил общества: а) стремление изменить природу; б) развитие науки, постоянное расширение знаний; в) характер производственных сил; г) экономические интересы, которые вытекают из определенного отношения до собственности? 3. Какое утверждение является верным: а) способ производства происходит на основе взаимодействия человека и производства; б) способ производства развивается на основе развития техники; в) способ производства развивается на основе развития производительных сил и производственных отношений; г) способ производства развивается на основе господствующих производственных отношений. 4. Проанализируйте диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в Украине. Выделите основные этапы развития производственных отношений и проследите, как вони связаны с изменениями в технике и технологии производства. 5. Почему законов природы недостаточно для объяснения функционирования и развития общества? Назовите законы, которые определяют общественное развитие. 6. Что такое «нация»? Проиллюстрируйте единство ее территориальных, этнических, экономических, общекультурных и психологических основ. 7. Дайте характеристику основных концепций истории, раскройте их мировоззренческое и методологическое значение для обществоведения. 8. Какими факторами обусловливается специфика национальных отношений? Почему толкование нации как политического, гражданского образования считается более гуманным, продуктивным в методологическом отношении, чем ее понимание как этнического образования? 9. Определите структуру общественного сознания. Выявите отличия обыденного и научного сознания, идеологии и общественной психологии. 10. Дайте характеристику основных форм общественного сознания, раскройте механизмы их взаимовлияния и взаимообусловленности. 11. Покажите эволюцию социальных общностей через диалектику категорий: «род», «племя», «семья», «общество», «народность», «нация». 12. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «формация»? Охарактеризуйте особенности цивилизационных этапов в истории человечества. Дайте характеристику общественно-экономических формаций. 13. Обоснуйте, что человек представляет собой биопсихосоциальное единство. Приведите примеры. 14. В чем состоит основное отличие между индивидом и индивидуальностью? Охарактеризуйте условия, при которых индивид может стать личностью, индивидуальностью. 15. Выявите сущность категорий «человек», «индивид», «личность»; определите их принципиальные отличия. 16. Проанализируйте приведенные определения сущности человека: а) человек – это политическое животное (Аристотель); б) человек – то животное, способное изготавливать орудия труда (Б.Франклин); в) человек – это не статичный центр мира, как он себя считает, а стержень и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден). 17. Как соотносятся понятия «деятельность» и «активность»? 18. Чем детерминируются потребности? Почему они выступают побудителем активности? 19. Дайте характеристику когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов ценностных ориентаций. Проанализируйте их связь с менталитетом. 20. Составьте терминологический словарь: активность, базис, деятельность, достоинство, индивид, индивидуальность, индивидуальное сознание, класс, культура, личность, надстройка, народ, народность, нация, общественное сознание, общественные отношения, общественно-экономическая формация, общество, обыденное сознание, одиночество, производительные силы, производственные отношения, смысл истории, социальная общность, социальная система, социальная структура общества, племя, свобода, собственность, справедливость, страта, счастье, творчество, форма общественного сознания, формационный подход, цивилизационный подход, человек, честь. 21. Прочитайте комментарии к работам И. Канта «Основание метафизики нравов» и В. Розанова «Опавшие листья», выскажите свое отношение к изложенным идеям. Какие экзистенциальные категории человеческого бытия являются предметом исследования этих авторов?
♦ Этику Канта принято называть этикой долга, но вопреки обычным смысловым оттенкам, связывающим понятие долга с внешним принуждением, кантовский долг есть не что иное, как чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается нравственная ценность, присущая каждому человеку как разумному и потому нравственному существу. Поэтому этику Канта вполне можно также назвать этикой личностной автономии, индивидуальной свободы и ответственности. ♦ Однако, пожалуй, точнее всего было бы назвать ее этикой доброй воли. Она является первой и, возможно, единственной научно-философской концептуализацией морали, целиком замыкающей ее на личность. Кант обогатил европейскую культуру и философию представлением о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека. ♦ Каждому необходимо согласиться, что закон, если он должен иметь силу морального закона, т. е. быть основой обязательности, непременно содержит в себе абсолютную необходимость». Когда, к примеру, говорится «не лги», то имеется в виду, что этого нельзя делать никому, никогда и ни при каких условиях… Столь же категоричными, безусловными являются все другие моральные нормы. Десять заповедей Моисея, ритуал у Конфуция, вера в Аллаха у Мухаммеда, любовь у Иисуса Христа не знают исключений… В них, в этих нравственных законах задается абсолютный предел человека, та последняя черта, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого качества. ♦ Нравственность не входит в сферу знания. Она образует особую сферу – сферу ценностей. Их различие состоит в том, что знания черпаются из мира, а ценности создают мир. Ясно понимая, что в нравственности речь идет не о законах, «по которым все происходит», а о законах, «по которым все должно происходить», ♦ Нравственный закон есть закон воли, он не имеет природного, материального содержания и определяет (должен определять) волю безотносительно к какому-либо ожидаемому от него результату. В поисках закона воли, обладающего абсолютной необходимостью, Кант доходит до идеи закона, до той последней черты, когда «не остается ничего, кроме общей законосообразности поступков вообще, которая должна служить воле принципом». ♦ Категорический императив не может быть ничем иным, кроме как требованием к человеческой воле руководствоваться нравственным законом, привести свои максимы в соответствие с ним: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». ♦ Практический императив должен включать в себя идею самоцельности человека как разумного существа, субъекта возможной доброй воли и может быть переформулирован следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». ♦ Человечество (человечность, внутреннее достоинство, способность быть субъектом доброй воли) в лице каждого человека – не просто цель, а самостоятельная цель, самоцель. Эта цель является последней в том смысле, что она никогда не может быть полностью утилизована, превращена в средство. Она абсолютна в отличие от всех других целей человека, имеющих относительный характер. В этом смысле она негативна, участвует в подведении как ограничивающее условие – «как цель, вопреки которой никогда не следует поступать».
♦ Для Розанова Россия – мать, а чем хуже для матери, тем больше она нуждается в заботе и любви. «Счастливую и великую родину любить не велика честь. Ты полюби ее тогда, когда она слаба, унижена, порочна». До глубины души возмущала его ставшая уже тогда модной манера поносить родную страну. ♦ Чем горше ему рисовалась судьба родины, тем острее он переживал свою сопричастность ей. «Россию подменили. Вставили на ее место другую свечку. И она горит чужим пламенем, чужим огнем, светится не русским светом и по-русски не согревает комнаты... Когда эта чудная свечка выгорит, мы соберем остатки русского сальца и сделаем еще последнюю русскую свечку». «До какого предела мы должны любить Россию?.. До истязания самой души своей… Любовь к родине – чревна». ♦ Главным вопросом христианской философии, по мнению Розанова, является вопрос о бессмертии человека. «Жажда бессмертия, земного бессмертия есть самое удивительное и совершенно несомненное чувство у человека. Не от того ли мы так любим детей, трепещем за их жизнь более, нежели за свою уже увядшую, а когда имеем радость дожить до их детей – привязываемся к ним сильнее, чем к собственным. Даже в минуту совершенного сомнения относительно загробного существования мы находим здесь некоторое утешение». Здесь находит свое объяснение культ семьи и деторождения, столь характерный для Розанова. ♦ В Розанове есть что-то от язычества, от ветхозаветного культа плоти. Его называли «русским Фрейдом», он стремился объяснить половым инстинктом многое в человеческой жизни. Многое, но не все. Не просто половое влечение, но пол как основа семьи – вот главное, по Розанову. ♦ Василий Розанов удивительно тонко подметил антиномию пола: чем жестче запрет, тем сильнее страсть. Он отмечает, что именно в одежде «удивительно сочетаются «тенденция скрываться, сбежать и тенденция выявиться и покорять себе… То, что мы именуем в себе половой «стыдливостью», есть как бы психологическое продолжение одежды: мы «стыдливо» затаиваемся в поле, и тем глубже, чем сильнее он выражен, чем деятельнее». ♦ Антиномия пола находит свое решение в браке. Семья для Розанова – это религия, «самая аристократическая форма жизни». Розанов предлагает считать законным любой брак, любое половое сношение, если в основе его лежит глубокое чувство. ♦ Удивительную трактовку дает Розанов библейской заповеди, запрещающей прелюбодеяние. «Никто не обратил здесь внимание на предлог «пре», а в нем вся сила: «кроме», «за исключением» Что же это значит? «Не действуй» «кроме любви», …не за плату, не по корысти, не по расчету, не хладно, злобно, равнодушно, не для физического наслаждения, но единственно и вечно только во исполнение: «и к мужу влечение твое» (Бытие, 3), т. е. по любви сотвори дело любви, «прилепись», слепитесь «два в плоть одну». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |