|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность как целесообразная активность субъектаЧеловек находится в сложном взаимодействии с обществом. По отношению к обществу он выступает как активный реализатор его объективных тенденций и проектов; «ключ» для раскодирования социокультурных программ деятельности общества; носитель собственной творческой активности, индивидуализирующей социальную жизнь. Общество же по отношению к человеку выступает как необходимое условие его жизни в качестве социального существа; совокупность возможностей, способствующих индивидуализации; совокупность требований, стандартов социализации, которые могут входить в противоречие с тенденциями индивидуализации. Причем первые две характеристики выражают взаимозависимости человека и общества, а третья – их противоположную направленность. Человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек – существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд. В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды. В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду – основной закон взаимосвязи личности и общества. Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания. Универсальную характеристику отношения человека к окружающему миру выявляет его деятельность (action). Это универсальное, необходимое средство существования и развития человека, которое включает в себя материально-практические и интеллектуальные операции, социальное и биологическое взаимодействие с окружающей средой. Именно в деятельности человек определяет свое место в жизни, утверждает свою общественную природу, проявляет себя как творческая, свободная индивидуальность. За пределами деятельности нет человека, нет творения, самореализации. Деятельность – это такая специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, которая проявляется в целенаправленном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Деятельность – это инициирующее, генерирующее звено в сложном внутреннем механизме детерминации смысла и направленности общественного развития. Источником и содержанием деятельности являются функциональные противоречия между естественным и социальным, субъективным и объективным, осознанным и неосознанным, свободой и необходимостью. Невозможно довольно исчерпывающе описать деятельность как единство внешнего и внутреннего, если не принимать во внимание специфику потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые мотивируют поведение человека, организуют взаимоотношения людей. В деятельности выделяется три основных элемента: ▪ субъект, проявляющий активность; ▪ объект, на который она направлена; ▪ сама активность как состояние. Третий компонент находит свое проявление в трех различных формах деятельности: 1) теоретико-познавательной, 2) практически-преобразующей и 3) ценностно-ориентационной. Каждая из указанных форм характеризуется не только деятельностью сознания, но и степенью осознания значения определенного явления в жизни человека, субъективным установлением его ценности. Деятельность – это процесс, включающий цель, средства и результат, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность выступает реальной движущей силой и условием существования общества. Субъектом деятельности может быть личность, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Типы и формы деятельности различаются по субъектам, объектам, функциям и целям (индивидуальная, общественная, производственная, идеологическая, научная, политическая, культурно-воспитательная, воспроизводящая и творческая). Деятельностная сила человека как бы приводится в действие «пусковым механизмом», в качестве которого выступает потребность. Именно потребность является специфическим противоречием между социальным субъектом и окружающей его действительностью, которое разрешается в процессе осознанного деятельностного субъектно-объектного взаимодействия и которое приводит как к изменению самого социального субъекта, так и к изменению окружающей его действительности. Потребность детерминирует деятельность личности, ее ценностные ориентации, волю, эмоции и, в свою очередь, воспринимает обратное влияние со стороны деятельности и ее мотивационных факторов. Выделяются мировоззренческая, побуждающая, познавательная и оценочная функции потребностей, то есть различные способы их проявления в обществе и в поведении личности. Потребности составляют то реальное основание, на котором формируются интересы личности. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) –это эмоциональное, повышенное внимание человека к любому объекту и явлению. Интерес выступает как реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями (мотивами, помыслами, идеями, намерениями и т. д.), участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможности их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные. Интерес – это не просто социальное состояние, а состояние, которое рефлексируется в сознании и переходит в действие. В таком понимании социальный интерес является одновременно и объективным отношением, и субъективным побудителем, то есть единством объективного и субъективного. Активные формы поведения могут быть спонтанной, бессознательной реакцией человеческого организма на стимулирующее влияние среды, а могут быть осознанным, глубоко мотивированным и целесообразным проявлением активности. Именно во втором случае среда оказывает воздействие на общую деятельность сознания по детерминации поведения, включающую ряд этапов: ▪ мотивацию, ▪ целеполагание и планирование, ▪ выбор альтернативы поведения, ▪ реализацию модели поведения в практике, ▪ оценку результатов. Мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющих последующее поведение. Процесс мотивации заключается в выборе наиболее значимых и актуальных в данной ситуации потребностей (неосознанных желаний, влечений и стремлений) и интересов (осознанных желаний, стремлений и влечений), которые могут стать мотивом поведения Волевую сторону поведения характеризуют мотивы, которые выступают импульсом и причиной человеческой активности. Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса: 1) потребности, влечения и инстинкты как источники активности организма; 2) собственно мотивы как причины выбора направленности поведения; 3) эмоции, субъективные переживания (стремления, хотения, желания) и установки как способы регуляции поведения субъекта Если мотив характеризует стремление сотрудника получить определенные блага, то стимул представляет собой сами эти блага (предметы, ценности и т. д.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий. Стимул непосредственно ориентирован на удовлетворение потребности, мотив же является «главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой искры стимул должен быть более или менее осознан и принят работником. Восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности обеспечивает установка, которая характеризует готовность, предрасположенность человека к определенному поведению (активности) в конкретной ситуации и как бы связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях. Установка приводит к определенной трансформации потребностей и интересов в мотив, при которой тот приобретает приемлемую для ситуации форму, поощряемую социумом. От потребности идут импульсы, которые воспринимаются и соотносятся со стимулами среды. Позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы. На этапе реального поведения, влекущего удовлетворение потребности, цикл действия механизма мотивации завершается. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного, выступают как ценностные ориентации личности. Ценностная ориентация –это образование идейно-целевого плана, имеющее организующий, регулирующий и направляющий характер. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов Ценностная ориентация включает когнитивний, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она представляет собой один из фундаментальных компонентов менталитета, который раскрывает богатство составляющих человеческого большинства. Менталитет складывается веками в процессе накопления традиций, ценностей, предпочтений, убеждений, оценок, возражений и т. п. Это глубинное, личностное ядро человека, народа, которое детерминирует их отношение к миру, их творчество, свободу, ответственность. Ментальность, менталитет представляют собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Это своеобразное «напластование» на протяжении веков фактов коллективного и индивидуального сознания, где объединяются ценностные формы сознания (философия, религия, мораль и др.) с миром бессознательных психологических состояний. Именно такое «наслаивание» в сознании человека определяет тем самым ценностный образ его жизни. Ментальность формируется в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Различают детскую, национальную, тоталитарную, средневековую и др. ментальности Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |