|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение как неотъемлемый атрибут материи, способ ее существованияВ широком понимании слова движение – это всякие изменения; оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной. Источником всех конкретных форм движения является борьба внутренних противоположностей, присущая всем объектам, а также взаимодействие самих объектов. Движение материи, таким образом, не обусловлено чем-то сверхъестественным, а является самодвижением материи. Движение выступает как единство противоположности – покоя и изменений. Движение имеет общий, абсолютный характер, тогда как покой всегда относителен. Покой имеет место относительно тех или других материальных объектов, а не всей материи. К тому же состояние покоя для любого тела является временным, быстротечным; он лишь один из моментов существования объекта. Движение же неотделимо от всего существования тела в целом. Кроме того, равновесие, покой касается лишь отдельного вида, а не всех видов движения, присущих объекту. Движение представляет собой единство устойчивости и сменяемости, а покой – относительный момент движения. В основе материалистического, диалектического понимания движения находятся три основных положения: 1) движение является неотъемлемым, необходимым и существенным свойством, способом существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – невозможна так же, как и движение без материи»; 2) движение определяется как всякое изменение, «изменение вообще»; 3) движение представляет собой противоречие, а его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей. За пределами движения невозможен ни один материальный объект. Материя неуничтожима, а это означает и неуничтожимость ее неотъемлемого атрибута – движения. Разнообразие форм движения материи и развертывания этого разнообразия возможно в результате саморазвития материи. Источником самодвижения оказывается противоречие между устойчивостью и изменяемостью, сложным и простым, старым и новым, прогрессивным и регрессивным. В современных исследованиях синергетики изучаются физические, химические, биологические системы, для которых характерны противоречия между устойчивостью и неустойчивостью, порядком и хаосом, организацией и дезорганизацией. В результате неустойчивости, вызванной флуктуациями и их усилением, возникает новый устойчивый динамический режим, или структура. Переход от одной структурной организации материи к другой характеризует процесс усложнения форм организации материи и движения, при этом происходит спонтанная самоорганизация материальных систем. Формы движения материи находятся в определенном соподчинении, а поэтому их можно классифицировать по некоторым общим признакам. Фридрих Энгельс в произведении «Диалектика природы» выделил следующие формы движения: ▪ механическое (пространственное перемещение); ▪ физическое (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменение агрегатного состояния вещества); ▪ химическое (превращение атомов и молекул вещества); ▪ биологическое (обмен веществ в живых организмах); ▪ социальное (общественные изменения, а также процессы мышления). Все высшие формы включают в себя низшие, но не сводятся к ним.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |