АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отечественной философской мысли

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. II. Мыслить относительно.
  3. VI. Развитие отечественной промышленности
  4. VIII. Состояние экономической мысли в России
  5. Аксиология в истории методологической мысли
  6. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  7. БИБЛИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ БРЯНСКОЙ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
  8. БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СССР
  9. Великой Отечественной войны
  10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  11. Возникновение и этапы развития русской философской мысли.
  12. Вольтер и его роль в Просвещении. Жанр философской повести («Кандид» или «Простодушный»).

 

План

1. Философская мысль Киевской Руси.

2. Гуманистические идеи отечественной философии второй половины ХІІІ – первой половины ХVІІ веков.

3. Философия украинского Просвещения второй половины ХVІІ–ХVІІІ веков. Григорий Сковорода.

4. Философия украинского романтизма ХІХ века.

5. Профессиональная философия в Украине ХІХ – начале ХХ века.

6. Украинская философская и общественно-политическая мысль второй половины ХІХ – ХХ веков.

Цели и задачи занятия: выявить источники формирования философской мысли в Киевской Руси, факторы влияния на становление оригинальных идей в украинской философии; определить специфические черты отечественной философии; очертить ее проблемное поле; раскрыть гуманистический потенциал отечественной философии; проследить эволюцию представлений украинских философов о нации и государственности, выявить обусловленность этой проблематики социально-историческими условиями развития Украины.

 

Основные понятия темы: абсурдность существования, «божественное ничто», братство, «варваризация европейской культуры», государственный суверенитет, деизм, децентрализация, кордоцентризм, «массовая культура», «метафизика всеединства», национальный дух, новое религиозное сознание», ноосфера, откровение, пантеизм, романтизм, самоуправление, синкретизм, соборность, «сродный труд», трагизм жизни, трансцендентное бытие, философия сердца, философия трагедии, хуторской характер жизни,

1. Философская мысль Киевской Руси.

Становление отечественной философской мысли происходило в границах духовной культуры Киевской Руси (IX в. – середина XIII в.).

Философское знание во времена Киевской Руси характеризуется, во-первых, как своеобразный морально-философско-теологический синкретизм; во-вторых, как философское обоснование политики, предложения относительно разнообразных подходов к построению государства. Философия возникает как осознание постепенного государственного развития, осмысления социально-экономических, политических проблем.

Переводы византийских произведений служили важным источником информации относительно идей античной философии. Из работ Аристотеля и Платона древнерусский читатель имел сведения относительно толкования таких фундаментальных философских категорий, как «сущность», «случайность», «количество», «качество», «противоречие».

Кроме связей с Византией, развивались также отношения с Болгарией. Славянские просветители Кирилл и Мефодий не только создали «книжную словесность», но и заложили в славянской письменности начала философской терминологии.

В «Киево-Печерском патерике» – творении Феодосия Печерского – мир земной воспринимается в первую очередь как мир зла, который противостоит трансцендентному миру божественному. Смысл жизни – разрыв с миром зла (посты, молитвы). Акцент переносится на идею причастности земного к божественному, как творения – к творцу. Поэтому мир земной изображается не как пристанище «зла», «греха», противостоящее идеальному первоначалу, а как сопричастный с добром, соединяющим этот мир с его творцом. Об этом идет речь в «Шестидневе» Иоанна Болгарского, в «Поучении» Владимира Мономаха. В «Шестидневе» Иоанна Болгарского содержится мысль о роли ангельского чина. Весь мир, каждый человек доверен управлению и заботе определенного ангела. С этим же связан и особый культ Божьей матери в духовной жизни Киевской Руси. Мир материальных предметов считается созданным из четырех первоэлементов: воды, воздуха, земли, огня.

Пространство есть не что-то абстрактное, а индивидуализируемое и качественно разнообразное. Космос – строго иерархизован и организован. Пространство измеряется человеком. С религиозно-моральными характеристиками связаны и представления о географическом пространстве. Предельными точками движения мыслятся «ад» и «царство небесное».

В философской мысли восточных славян периода Киевского государства и после его распада начали формироваться тесно взаимосвязанные тенденции:

1) мистическая («Послание» Киевского митрополита великому князю Владимиру Мономаху»): дуалистическое толкование мира и человека; человек состоит из двух частей: невидимой души и видимого материального тела; тело является источником человеческих страстей, преодолеть которые можно ежедневным постом и ограничением естественного влечения; душа бессмертна, создана Богом; она состоит она из трех частей: разумной, чувственной, желающей.

2) рационалистическая («Моление» Даниила Заточника): источники добра и зла – жизненный опыт и разум человека. «Зла не видя, добра не постигнешь, не бившись со псом об один моклок, добра не увидишь, беды зимние не терпя, тепла не почувствуешь. Злато искупается огнем, а человек трудностями».

В философских произведениях периода Киевской Руси отмечалось, что смысл жизни человека заключается в трех основных аспектах: познании, почитании, служении. Истина является единственной, всеобъемлющей, считается давно установленной и изложенной в «богоодухотворенных» книгах. Проблема в том, что текст, содержащий истину, – таинственен и многозначителен. Ведь откровение, согласно Библии, является в то же время и сокровением. Истина не отражает реального течения земных дел, содержание ее определяется божественным умыслом.

Определяется три источника знаний: опыт (чувственное знание), разум (знание интеллектуальное), откровение. В «Молении» Даниила Заточника утверждается: разум является ценностью, которая выше богатства, воинской доблести и власти. В понятие мудрости включается представление о едином, обобщенном знании, интегрирующем всю информацию о мире. Образ Премудрости – Софии – сближается с образом Богоматери, которая представляется не только пассивным, воспринимающим лоном, «зеркалом славы Божьей», но и как активное, творческое первоначало. Богоматерь относительно земного мира выступает устроительницей дома, защитницей «града земного» перед Богом. Дом, церковь – это олицетворение обжитого пространства, которое отделено от Хаоса.

Таким образом, для философии Киевской Руси были характерными, во-первых, плюралистичность, во-вторых, этизация философских проблем. Она представляет собой морально-философско-теологический синкретизм. Философия этого периода была не только теологической, но и направленной на защиту княжеской власти. Центральное место в ней занимали проблемы философии истории и проблемы человеческого существования, особенно смысла человеческой жизни.

 

2. Гуманистические идеи отечественной философии второй половины ХІІІпервой половины ХVІІ веков.

В Украину Возрождение пришло с севера Европы, идеи протестантизма охватили часть как шляхты, так и духовенства. Распространялся кальвиизм, а именно призывы к простоте жизни и экономности, требования секуляризации церковных земель, установления контроля за деятельностью священнослужителей.

Франциск Скорина перевел на понятный для простых людей старославянский язык Библию, «Псалтырь», «Апостол» и другие богословские книги. Он подчеркивал двойственную сущность Библии – божественную и человеческую. Позже просветительское дело Ф. Скорины продолжил Иван Федоров, основатель книгопечатания в России и Украине, который издал первую полную украинскую Библию («Острожская Библия»).

Во II половине XVI века захват Речью Посполитой украинских земель привел к усилению социального, национального и религиозного гнета. В Украине и в Беларуси в XVI и XVII вв. возникают и приобретают все большее общественное, идейное и культурное значение своеобразные организации православного населения городов – братства, которые стали главными очагами сопротивления иностранным поработителям, защищая экономические, идеологические и юридические интересы православных, их веру, язык, культуру – все традиции духовной жизни.

Самым влиятельным в Украине было созданное раньше других Львовское Успенское братство, при котором в 1585 году была организована школа. Устав школы Львовского братства («Порядок школьный») стал образцом для всех других школ. Защищая культурно-вероисповедальные традиции восточных славян от поползновений католицизма, братчики прежде всего пытались сберечь присущий восточным славянам способ философствования, который основывался на духовно-практическом освоении мира и исходил из понимания философии как мудрости и жизни в истине.

Среди произведений, свидетельствующих о возрастании идей гуманизма в движении братств, следует выделить анонимное «Предостережение», «Зерцало богословия» и «Учительное евангелие» Пронквилиона-Ставровецкого, «Тренос» Смотрицкого, «Лабиринт» Евивича, «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека» и «Трактат о душе» Саковича. Украинские ученые начала XVIII века пытались сблизить философию с естествознанием и вывести ее за пределы теологии. Натурфилософии XVI–XVIII вв. были присущи элементы диалектики.

Учением, определенным образом порывавшим со схоластикой и открывавшим философии путь к изучению природы, был деизм, который определял существование Бога как первопричины мира, но отрицал вмешательство Бога в явления природы и общественной жизни.

Преодолению средневековых представлений о движении, времени и пространстве, а также сближению философии с естествознанием содействовало пантеистическое учение (Бог и природа – единое целое). Материя, согласно этому учению, признавалась исконной, как и сам Бог, активной и самостоятельной.

Со времен Возрожденияначался переход от умозрительного знания к опытной науке. В 1576 году киевский воевода Константин Острожский основал и первое высшее учебное заведение в Украине – Острожский коллегиум, где наряду с богословскими дисциплинами, математикой, иностранными языками, физикой изучалась и философия.

В общественно-политической и философской мысли Украины четко очертились два направления:

1) развивая идеи неоплатонизма, Вышенский, Княгиницкий, Почаевский считали человека духовно и физически немощным, греховным, поэтому они абсолютизировали духовное начало в человеке, а его назначение в земном бытии усматривали в постоянном самоусовершенствовании духа с целью посмертного слияния с Богом;

2) деятели и идеологи «движения братчиков» – Рогатинец, Ставровецкий, Зизаний – исходили уже из нового, ренессансного понимания человека, его назначения в жизни земной. Человек, в их понимании, – физически и духовно совершенное существо, которое не требует «спасения» от Бога, а способно на самоспасение. Человеческая личность совершенствуется не путем аскетического самоочищения и отчужденности от мира, а лишь через общественную деятельность.

Украинский религиозный полемист, первый ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в своем труде «Ключ царствия небесного» дал характеристику круговорота событий в мире: почти все предметы и люди, созданные от начала мира по распорядку их творца, возникают один за другим, изменяются и исчезают Так выполняется в целом воля Божья и выполняться будет вплоть до конца света.

Исходя из онтологического разделения бытия на трансцендентное (божественное) и реальное (материальное), Иван Вышенский рассматривал Бога как творца всего сущего, как высшую волю, которой подчинено все в мире, как объективный закон бытия. Вышенский ставил акцент на онтологических проблемах, связанных с сущностью Бога, которой свойственна тройственность, а именно единая божественная сущность в трех «ипостасях» (лицах) – Отца (безначального, вечного первоначала), Сына – логоса (слова, абсолютного смысла) и Святого Духа (начала жизненной динамики). Специфика христианской троицы состоит в том, что ипостаси сохраняют личностную самостоятельность и в то же время «неразделимы» в любви, соединяющей их. Это личное отношение, «любовь» и является внутренней сущностью христианского Бога.

Вышенский дал онтологическую характеристику материи и духа как различных сфер бытия: небесного (духовного) как вечного и бытия земного (материального) как временного. Он разработал концепцию человека как единства духа и тела, выдвинул основополагающую идею соотношения духа и тела в неразрывной связи с вопросами добра и зла. В трактовке Вышенского, суть бытия человека – в его счастье, которое определяется духовными ценностями, достигается путем познания божественных истин и духовного преодоления «мирского» зла.

Полемист был убежден, что христианская вера в своей духовной чистоте содержит демократические основы равенства и братства, свободы и справедливости, а несправедливость и насилие, деспотизм и тирания происходят от абсолютизации искушений светской жизни, от жажды к богатству и роскоши, неограниченной власти и произвола правителей. Вышенский выдвинул концепцию соборности управления христианской церковью, которая основывалась на идее равенства всех.

К блестящей плеяде религиозных полемистов принадлежат также Захарий Копыстенский и Стефан Зизаний – истинные проповедники и защитники украинского православия. Кирилл Ставровецкий противопоставляет невидимый мир (Бога) и видимый. По его мнению, видимый мир состоит из четырех элементов, каждому из которых, как и у Аристотеля, отведено свое собственное место в мире: в центре располагается земля, вокруг нее воздух и вода, внешнюю сферу занимает огонь. Тело человеческое также состоит из четырех элементов видимого мира, а бессмертная и невидимая душа живет в теле, как Бог в мире.

Таким образом, Просвещение в Украине зародилось как синтез двух общественно-политических движений: гуманизма и Реформации; оно имеет такие специфические черты: разграничение сферы духовного влияния философии и религии, усиленный интерес к естествознанию, отход от спекулятивного трактования природы. Зарождается и крепнет одна из основных идей Просвещения – идея зависимости общественного прогресса от распространения образования.

 

3. Философия украинского Просвещения второй половины ХVІІХVІІІ веков. Григорий Сковорода.

В развитии духовной жизни Украины II половина XVII века – это период формирования мировоззрения Просвещения. 15 октября 1615 г. была основана Киевская Братская школа, откуда берет начало высшее образование в нашей стране. Осенью 1631 г. в Киеве появилась еще одна школа, Лаврская. Учредил ее архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр Могила. Братство и Лаврская школы объединились и начали работать с 1 сентября 1632 года на территории и в помещении Братской школы под названием коллегиума, а с 1701 года – академии.

Во второй половине XVII в. Киево-Могилянская академия становится основным центром культуры и образования в Украине, центром основных научных сил, которые идейно боролись против католицизма, униатской церкви. Наиболее выдающимися деятелями коллегиума, которые читали курс философии в различные годы XVII в., были Конович-Горбацкий, Гизель, Кроковский, Баранович и Яворский. Курс философии в Киево-Могилянском коллегиуме разделялся, как и у Аристотеля, на три части: логику, физику и метафизику.

«Первейшей философской ступенью» (категорией) Лазарь Баранович считает «субстанцию, сущность». Таких субстанций, по его мнению, две: духовная и телесная. Целью человеческого познания, по Барановичу, является познание Бога. Бог открывается полностью лишь через веру, ибо в отличие от «природных», душевных и телесных сил вера есть «сверхприродным даром», «с неба данной добропорядочностью».

По мнению Иоаникия Галятовского, первичное и всеобразующее начало – это Бог. Галятовский доказывает существование всей природы в Боге, не отрицая существование Бога как самостоятельной и к тому же первичной субстанции. Человек, по Галятовскому, состоит из двух частей – тела и души, находящихся в тесной существенной связи. Душа – это тот определяющий признак, который соединяет человека с Богом.

Несмотря на признание духа как сущности всего, что нас окружает, Галятовский не сомневается относительно реальности существования материальных вещей, которые занимают какое-то вполне определенное пространственное положение в природе. Позитивным во взглядах Галятовского было также то, что в ряде случаев, доказывая то или иное положение, он обращался к эксперименту, к естественным наукам.

В курсе логики Иннокентия Гизеля рассматривались «три действия разума» (понятие, суждение и силлогизм). Естественные тела, утверждает Гизель, приобретают реальное существование лишь тогда, когда пассивную материю вызывает к жизни активная форма.

Феофан Прокопович признавал объективность материи, говорил о ее вечности и несотворимости. Единственное, что создал Бог, утверждал он, – это разумную душу человека. В курсе философии Прокоповича имеют место и элементы диалектики. Он признавал движение одним из коренных свойств всех форм существования материи и утверждал, что без понимания этого нельзя как следует понять и всего иного, что изучается в природе. Одним из видов движения, согласно утверждению Прокоповича, является движение живого тела, а причиной движения (внутреннего) тела – душа.

В эпоху зрелого Просвещения развивается идея о внесословной ценности человека, пробуждается самосознание и достоинство личности, а также чувство патриотизма и сопереживания за судьбу Отчизны. Эти черты свидетельствуют о том, что в этот период эпохи Просвещения проблемы науки уступают место проблемам человека.

Григорий Саввич Сковорода выступает против социального отчуждения человека и, в первую очередь, против власти вещей, богатства, накопительства. Он высказывается в защиту свободного влечения человека к «сродному труду». Он просил написать на своей могиле эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал». Он жил, устремленный к духовному самоусовершенствованию, достижению вершин человеческого.

Основные философские идеи Сковороды в области философии следующие:

√ учение о «двух натурах» – одна внешняя (видимая – изменчива, преходяща) и вторая внутренняя (невидимая – существует вечно, духовное начало или Бог);

√ учение о «трех мирах»: 1) макрокосм – большой мир или мир природы; микрокосм – человек (человек – это малый мир, копирующий большой мир); мир символов – образы, воплощающие какую-либо идею. Наивысшей тайной символа обладает слово; Библия – совершенный образ мира символов;

√ учение о человеке: 1) идея "внутреннего человека" (видимое и невидимое, тленное и вечное); 2) идея "сердца" человека – "философия сердца"; 3) идея устранения воли человека (чистое сердце укрепляется через освобождение от своеволия, единое руководство воля Божья); 4) идея "неравного равенства" (все люди равны перед Богом, но все разные); 5) идея сродности человека (у каждого человека своя; познав ее можно избрать себе занятие и жизненный путь);

√ учение о познании – признание познаваемости мира и неограниченные познавательные способности человеческого разума; достаточно познать себя и можно раскрывать естественные законы и "микрокосма" и "макрокосма»;

√ социологическое учение – устойчивость общества зависит не от внешних форм общежития, а от его внутренней сущности. Его суть он видел в образе идеальных отношений между людьми, которые формируются в соответствии с духовной природой человека. Духовный мир противоположен миру зла (любовь, равенство, коллективная собственность – моральные императивы).

Начиная со Сковороды, можно четко различить научно-образовательное и этико-гуманистическое направления в философии Просвещения в Украине. Если философские курсы академии представляют первое из них, что было продолжено в дальнейшем философами и естествоиспытателями Киевского и Харьковского университетов, то труды Сковороды являются ярким примером второго направления. Здесь преобладает разработка общественно-политических идей и повышения общественного сознания украинского народа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)