АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Волюнтаризм Фихте

Читайте также:
  1. В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию.
  2. Волюнтаризм и естественное право
  3. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Критика волюнтаризма и фатализма.

Фихте Иоганн Готлиб создал систему субъективной идеалистической диалектики, исходным понятием которой является самосознание «Я», а ее главным свойством – деятельность. «Я» – это единственная реальность, всемогущая творческая сила, которая. в конечном счете, совпадает с самосознанием всего человечества. Фихтеанское «Я» есть не только разум, но и воля, не только познание, но и действие.

Субъективный идеализм Фихте носит волюнтаристский характер, поскольку философ отождествляет разум и волю. Субъект, по Фихте, создает весь объективный мир. Ничто другое, не зависимое от субъекта, не существует.

В трудах «Наукоучение» и «О назначении ученого» Фихте формулирует три основных принципа наукоучения:

▪ Я полагает «Я» (самотворение, самоутверждение);

▪ Я полагает «не–Я» (творение всего, что окружает);

▪ Я полагает «Я» и «не–Я», то есть субъект и объект, взаимоотношение между ними.

В «практической» философии – в этике, учении о праве и государстве, о воспитании – центральным понятием у Фихте является понятие свободы. Он полагал, что воля человека и вся его духовная деятельность вообще детерминирована, как и физическая природа человека. Свобода состоит не из устранения естественной или исторической необходимости, а из добровольного подчинения индивида законам и цели развития человеческого рода. Это подчинение основывается на познании самой необходимости. Условием свободы может быть не отмена необходимости, а только действие, которое основывается на познании необходимости.

По мнению Фихте, право основывается не на моральном законе, а на отношении взаимности. Гарантией взаимного согласия является добровольное подчинение каждого установленному в обществе закону, который предусматривает договор о гражданском сосуществовании. Государство может требовать от каждого гражданина признания прав другого только при условии, что сам государственный строй в состоянии содействовать достижению того, чтобы у каждого гражданина была собственность.

3. «Философия тождества» Шеллинга.

Первоосновой всего существующего Шеллинг считает абсолютную тождественность бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Эта первооснова не содержит никаких различий, не имеет никаких источников движения и изменений, но имеет неосознанное желание и деяние. Все качества природы изображаются Шеллингом как ощущения мирового духа, который переходит от несознательного состояния к самосознанию. История природы оказывается, таким образом, историей духа.

Взгляд Шеллинга на природу носит идеалистический характер: сама материя, по Шеллингу, духовна. Но вместе с тем Шеллинг вносит в учение о природе идею развития: природа предшествует возникновению человеческого сознания. Переход к сознанию происходит через ряд прогрессивных степеней развития. Идеалистические в основе взгляды Шеллинга на природу имели и позитивное содержание. Он отбросил доминирующий в естествознании XVIII века механицизм и ввел понятие «всеобщей связи вещей и явлений природы».

Важнейшим достижением философии природы Шеллинга было применение диалектики к рассмотрению природы и ее явлений. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы поиск динамичных реальных противоречий. Вследствие этого философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.

Самосознание разума – это самосознание Бога, потому что Бог, по Шеллингу, и есть разум. Разница между Богом и человеком состоит в том, что у Бога его особенность и свобода безграничны, а у человека – ограничены.

4. Объективно-идеалистическая система и диалектический метод Гегеля.

Разрабатывая основные принципы своей философской системы, Гегель задался целью создать универсальную «науку об абсолютной идее», науку, которая включала бы объяснение сущности Бога как бытия абсолютной идеи в сфере чистой мысли («Наука логики»), объяснение природы как воплощения и продукта несознательной творческой абсолютной идеи, ее «инобытие» («Философия природы») и, наконец, объяснение общественной жизни как проявления сознания творческой абсолютной идеи и процесса ее самопознания в общественном сознании («Философия духа»).

Мышление, разум Гегель рассматривает как независимую от человека и человечества абсолютную основу всего, что существует: природы, человека, мировой истории. Гегель страстно желал доказать, что мышление как субстанциональная сущность существует не вне мира, а в нем самом, составляя его внутренний мир и проявляясь во всей многогранности явлений действительности.

Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первооснову, а как процесс познания, который непрерывно развивается по восходящей, от одной ступени к другой, более высокой. Разумность, следуя учению Гегеля, в конечном счете присуща всему существующему; мир разумен, логичен, он существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Отсюда проистекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все действительное – разумно, все разумное – действительно.

Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы и философия духа; к ним непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

Исследуя логический строй мышления, Гегель сосредоточил внимание на логических категориях как формах мышления, которое является аналогом форм бытия, и построил их систему, в которой логическое движение мысли начинается из определения «бытия» (качество – количество – мера), затем переходит к определению «сущности» как «истинного бытия» (сущность – явление – действительность) и, наконец, завершается определением «понятия» (субъективное понятие – объективное понятие – идея).

Чтобы раскрыть содержание категорий, Гегель применяет диалектические принципы: восхождение от абстрактного к конкретному, диалектическое отрицание – единство логического и исторического, необходимость связи. Это дало ему возможность раскрыть диалектику понятий и в этой диалектике – угадать диалектику вещей. Гегель впервые в истории философии сформулировал положение о переходе количественных изменений в качественные, о взаимопроникновении противоположностей, о противоречиях как источнике движения и развития, закон отрицания отрицания и др. Однако эти положения Гегель сформулировал не как законы материи, а как принципы самодвижения мистической абсолютной идеи. В конечном итоге метод Гегеля, его диалектика – это мистифицированная диалектика понятий.

Логический процесс развития заканчивается понятием «абсолютной идеи», которая, согласно учению Гегеля, сначала «отчуждает» свое бытие, придает ему движение, посредством чего бытие становится содержательным.

Основными проявлениями «абсолютной идеи» в природе являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, мировое притяжение. В физике он рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химический процесс и т. п., пытаясь раскрыть связь между этими процессами и показать, что все корни являются последовательным нахождением духовной сущности, которая их порождает. Рассматривая органику, Гегель касается вопросов геологии, ботаники и зоологии. Здесь он пытается показать, что переход от неживого к живому является окончанием естественного процесса. Но Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых организмов: все эти природные формы не возникают, по его мнению, одна из другой, поскольку источником каждой из них является «абсолютна идея».

Таким образом, идеалистическое понимание природы, согласно которому материя есть нечто инертное, производное от духа, привело Гегеля к отрицанию развития, несмотря на диалектику, которая поднимала его над метафизическими материалистами.

Третья часть философской системы Гегеля – философия духа – посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на последнем этапе ее развития, когда она покидает природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа» или «абсолютной идеи». На этом этапе абсолютная идея выступает как такая, которая преодолела свое «отчуждение», сняла свое отрицание (природу) и развивается как сознание человечества на протяжении мировой истории.

Философия духа состоит из учений:

▪ о субъективном духе (антропология, феноменология, психология);

▪ об объективном духе (право, мораль, государство);

▪ об абсолютном духе как высшей степени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Всю мировую историю Гегель разбил на три основных эпохи: восточную, античную и немецкую. В восточном мире человек еще не понял, что свобода есть его суть, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все – рабы. В античном мире (Древние Греция и Рим) некоторые уже поняли, что свобода составляет их сущность: как раз они и являются свободными в отличие от тех, которые не поняли этого и поэтому остаются рабами. Будучи идеалистом, Гегель фактически игнорирует связь рабства с экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей, утверждая, что самосознание, которое осознает преимущества жизни, свободы, вступает в отношения рабства. Государство Гегель считает высшим воплощением свободы, пребывания Бога («абсолютной идеи») на Земле.

Рассмотрение основных положений философии Гегеля показывает, что в его учении необходимо отделять диалектический метод, который является прогрессивным, от объективно-идеалистической системы (учение о природе и обществе как форме существования «абсолютной идеи»), являющейся по своей сути консервативной. Хотя метод и система в гегелевской философии органически связаны, однако между ними есть неразрешимые противоречия, поскольку система Гегеля, в противовес его диалектике, ограничивает развитие общества, развитие познания и извращает, по сути выхолащивает суть диалектического понимания природы, общества и мышления.

Если гегелевская диалектика – это учение о развитии вообще, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, ибо природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь «разнообразится» в пространстве. Следовательно, метафизическое понимание природы в значительной мере исходило из начальных идеалистических положений Гегеля, его философской системы.

Если диалектика утверждает, что развитие не имеет границ, то гегелевская философская система ограничивает развитие мышления (формы которого исчерпываются в труде «Наука логики»), развитие познания вообще (которое будто бы заканчивается созданием гегелевской философии), развитие общества. Границей развития последнего Гегель считал установление конституционной монархии и связанное с ней ограниченное преобразование общества, особенно его политических институтов, в буржуазном духе.

В этом заключается глубокое противоречие между философской системой Гегеля и его диалектическим методом, между консервативными и прогрессивными чертами в его философском учении.

Рациональным зерном гегелевской идеалистической диалектики являются гениальные догадки о взаимосвязи, движении, развитии явлений, о противоречиях как источнике движения, развития, о переходе количественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления, а также разработка логических форм и категорий, посредством которых оно осуществляется.

Рациональной в «Философии истории» Гегеля является идея диалектического развития общественной жизни. Однако она не развернута последовательно, недостаточно обоснована и переплетается с реакционными утверждениями об «исторических» и «неисторических» народах, о необходимости войн. Завершающую степень развития мистической абсолютной идеи в системе философии Гегеля составляют искусство, религия, философия.

5. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

В своем главном труде «Сущность христианства»Людвиг Фейербах расценивает свою философию как завершенную и вместе с тем победившую учение Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, его чувств и потребностей, «новая философия», или «философия будущего», – так называл Фейербах свое учение, – исходит из того, что реальным субъектом разума является только человек, а он, в свою очередь, является продуктом природы.

Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения осознание своих реальных возможностей в достижении счастья. Фейербах утверждает, что вопрос об отношении мышления к бытию является вопросом о сущности человека. Философия, которая решает основной вопрос философии, должна быть антропологией (учением о человеке). Характерными особенностями антропологизма Фейербаха являются: во-первых, отрицание дуализма тела и души; во-вторых, признание и обоснование материалистического положения о единстве телесного и духовного, объективного психического и физического мышления и бытия.

Антропологизм Фейербаха объединяет в себе начала материалистического понимания, попытки материалистического обоснования общественного сознания как отражения общественного бытия. Однако Фейербах абстрактно понимает человеческую сущность, не связывая ее с историческими общественными отношениями.

В своей критике идеализма Фейербах отрицает и диалектику Гегеля, он не смог найти «рациональное зерно» в гегелевской диалектике, не увидел необходимости создания материалистической диалектики.

Место рождения Бога, – говорит Фейербах, – исключительно в человеческих страданиях. Только у человека берет Бог все свои признаки: Бог – это то, чем человек хочет быть. Но суть человека, к которой Фейербах сводит содержание религии, он понимает абстрактно, антропологически. Суть человека, по Фейербаху, – это разум, воля, сердце; у него речь идет о неизменной природе индивида. Согласно учению Фейербаха, любовь человека к человеку, особенно любовь полов, – это религиозное чувство. Важнейшая задача научной критики религии состоит в анализе материальных причин религиозной раздвоенности мира.

Основой философской антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа вечна: она возникает во времени относительно лишь отдельных явлений. Природа бесконечна и в пространстве: только человеческая ограниченность является преградой ее протяженности. Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Фейербах категорически отрицает существование объектов, которые принципиально не воспринимаются чувствами. Он выступает против скептической, агностической критики чувственных восприятий, утверждая, что последние через свою непосредственную связь с вещами никогда нас не обманывают. Но он не связывает чувственные представления с практической материальной действительностью.

Идеализм Фейербаха в понимании общественной жизни проявляется в том, что он хочет построить свои социальные гуманистические предпосылки на сугубо этической основе. Поскольку любовь рассматривается как суть и цель человеческой жизни, именно в любви Фейербах видит решающую силу общества и, в частности, морального прогресса.

Заслуга философии Фейербаха заключается в том, что единственным, универсальным и наивысшим предметом философии она считала человека и природу как его основу.

Хотя материализму Фейербаха свойственен антропологизм, однако он не смог преодолеть созерцательного характера метафизического материализма и осознать роль практики в процессе познания и общественного развития. Занимая созерцательные позиции, он не смог понять гегелевской диалектики, отбросив ее вместе с идеалистической системой.

 

6. Основные черты классической философии.

Классическая немецкая философия конца XVIII – начала XIX вв. сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом преодолении метафизического метода, который доминировал в философии XVII–XVIII вв. Историческая заслуга немецких философов состоит в том, что именно они разработали диалектический метод. Кант пытался обосновать идеалистическую диалектику понятий в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развитый вид диалектика приобретает у Гегеля, в методе которого под мистическо-идеалистической оболочкой диалектики понятий содержалось рациональное зерно – идея о диалектике вещей, о развитии в обществе и природе. Вместе с материализмом Фейербаха диалектика Гегеля стала продуктивной основой для последующего развития философской мысли.

Философские поиски этих мыслителей велись в границах той традиции в философии, которую можно определить как классическая модель. Она охватывает период от Декарта до Гегеля, а значит, – с середины ХVІІ до середины ХІХ в. Для данной философской традиции характерны следующие черты:

1) представление о философии как форме рационально-теоретического мышления, посредством которого можно объяснить любые явления окружающей действительности и духа;

2) принципиальная установка на рациональную познаваемость мира, какими бы ни были сами условия достижения истины. В ситуации такого господства разума человек выступает конструктивным мыслящим первоначалом, без учета его личностных характеристик;

3) установка на систематичность как разработка таких всеохватывающих философских систем, которые включают в себя все, что на данном историческом этапе доступно рациональному философскому исследованию;

4) восприятие мира в целом как пронизанного идеей гармонии, целесообразности и естественного порядка, где особую роль играют число и пропорция, структура и мера;

5) интенция субъекта познания на рефлексивное постижение собственных приемов и методов познания, на превращение познавательного мышления в центральный объект метафизических исследований;

6) новое содержательное наполнение метафизического метода философствования, которое заключается в доказательных, системно развернутых в виде философского текста размышлениях мыслителя над предельными основами построения мира и места человека в нем, над познанием и его границах, над ценностными ориентирами человеческой деятельности;

7) просветительский пафос классической философии, обусловленный нацеленностью мыслителей на наставление людей, которые воспринимались как своеобразная суеверная, инертная масса, которую философ призван избавить от страданий и переживаний;

8) самоценный и автономный характер философии, ее оторванность от реальных проблем человека, поскольку философ часто запирался от мира в своей созерцательной философской системе, подменяя анализ реальных процессов построением иллюзорных миросхем;

9) целенаправленный поиск такого бытия, создающий основы всех других видов бытия и обеспечивающий возможность его рационального познания с единых позиций – вот действительная цель существования спекулятивной метафизики;

10) соответствие двум основным онтологическим линиям (натурфилософской и спекулятивной) двух базовых гносеологических установок – рационалистической и эмпирической, хотя все они декларируют уважение к разуму, философии, науке и просветительству.

 

Проблемно-поисковые задания

1. Назовите исходные принципы этики Иммануила Канта. Раскройте гуманистический потенциал категорического императива Канта.

2. Определите и обоснуйте сущность диалектики Гегеля.

3. Докажите, что философия Гегеля действительно имеет системный, обобщающий характер. Определите противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля.

4. В чем заключается антропологизм философии Фейербаха?

5. Критикуя абстрактный характер философии Гегеля, Фейербах и сам не сумел избежать абстрактности. В чем она заключается и какие ее причины?

6. Почему учение Фейербаха Энгельс назвал «концом немецкой классической философии»?

7. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:абсолютная идея, абсолютный разум, агностицизм, антиномии, антропологический материализм, априори, апостериори, волюнтаризм, гносеология, диалектика, категорический императив, метафизика, наукоучение, ноумен, объективный идеализм, отчуждение, рационализм, «вещь в себе», субъективный идеализм, трансцендентальное, феномен, философия тождества.

8. Прочитайте комментарии к работам Канта «Критика способности суждений» и Гегеля «Философия права», изложите их основные идеи. Подготовьте эссе.

 
 

 

 


¨ Одно из основополагающих произведений Канта, в котором детально освещается трансцендентальная способность суждения как некая опосредствующая умопостигаемая инстанция между рассудком и практическим разумом. Вследствие такой постановки задач данное исследование призвано служить медиатором между двумя другими критиками: «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума».

¨ Основное назначение трансцендентальной способности суждения заключается, согласно Канту, в подведении представлений под общие формальные законы, касающиеся возможности опыта вообще. Например, имеется закон рассудка в качестве общего закона природы («каждое изменение имеет свою причину»): следовательно, способность суждения призвана указать некое условие, в соответствии с которым феномены подводятся под данное априорное понятие рассудка.

¨ Главным априорным принципом способности суждения является принцип целесообразности природы. Данный принцип всецело трансцендентален – посредством его задается априорное общее условие, в свете которого вещи становятся объектами нашего познания. Целесообразность природы, согласно Канту, позволяет специфическим образом созерцать природные феномены, не создавая их априори, именно поэтому она и является трансцендентальным принципом.

¨ От трансцендентального принципа Кант отличает принцип метафизический, в соответствии с которым объекты определяются не только априорно. Но и эмпирически. В принципе практической целесообразности, который полагается в идее свободной воли (в отличие от принципа естественной целесообразности), понятие об объекте является уже совершенно конкретным - понятие способности желания как воли не принадлежит к трансцендентальным предикатам, поскольку всегда дано эмпирически.

¨ Не имея эмпирической верификации, целесообразность природы, по мысли Канта, полностью субъективна. Ведь представляясь в качестве эмпирического закона, она есть скорее принцип способности суждения, чем понятие об объекте.

¨ О субъективной, т. е. формальной, целесообразности мы судим эстетически, посредством чувства удовольствия, тогда как об объективной, т. е. природной, целесообразности – согласно понятиям, т. е. логически. Таким образом, первый тип суждений строится на основании вкуса, второй – на основании разума и рассудка.

¨ В зависимости от типа суждений подразделяется и критика способности суждения, а именно: на эстетическую и теологическую критику. Если первая есть способность судить о формальной целесообразности на основании чувства удовольствия или неудовольствия, то вторая – это способность судить о реальной целесообразности на основании рассудка и разума. Эстетическая способность есть особая способность судить о вещах не по понятиям, как это имеет место в рассудке, а по правилу.

¨ В телеологической же способности указываются условия, при которых о продукте следует судить в соответствии с идеей цели природы, но при этом невозможно привести ни одного основоположения из самого понятия природы, которое бы априорно приписывало бы ей отношение к целям. Поэтому в телеологической способности всегда предполагается множество частных опытов.

¨ Если целевая связь в мире реальна, то для нее должен существовать особый вид каузальности, отражающий «преднамеренно действующие причины». Такие причины определяют возможности форм, действительно встречающиеся в вещах, но как формы они неотделимы от формообразования рассудка; следовательно, выдвигается вопрос об объективном основании, «способном определить продуктивный рассудок к такого рода действию. Это основание Кант и считает конечной целью существования вещей, основанием любых форм, фиксирующих целевые связи.

¨ «Мы имеем в мире лишь один род существ, чья каузальность теологична, то есть направлена на цели; и вместе с тем они устроены так, что закон, по которому эти существа должны определять себе цели, представляются ими самими как не обусловленный и не зависимый от природных условий, а необходимый сам по себе. Такое существо – человек, но рассмотренный как ноумен; единственное существо природы, в котором мы можем, исходя из его собственных свойств, познать сверхчувственную способность (свободу) и даже закон каузальности вместе с ее объектом, который это существо может ставить себе как высшую цель (высшее благо в мире)».

¨ Человек как моральное существо несет в себе самом высшую цель, и она не зависима от влияния природы, даже и если цель оказывается в противоречии с последней, В меру своих сил разумное существо стремится подчинить определяющей его цели всю природу. Человек, таким образом, оказывается конечной целью творения.

¨ Цель разумных существ может быть познана только априорно. Вместе с тем, от этой цели можно заключить к ее высшему принципу. Такой вывод возможен в рамках двух трансцендентальных наук: физикотеологии (цели природы могут быть познаны только эмпирически) и этикотеологии (вывод разума, в котором он заключает от моральной цели разумных существ в природе к их причине).

 

 


¨ Для Гегеля философия «есть проникновение в разумное, есть постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала. Разумным является то, что неотделимо от действительности». «Вступая со всей действительностью одновременно во внешнее существование, разумное, синоним идеи выступает в бесконечном богатстве форм, явлений и образований, окружает свое ядро пестрой корой, в которой прежде всего застревает сознание, через которую проникает лишь понятие, чтобы нащупать внутренний пульс и ощутить его биение также и во внешних образованиях... Таким образом, Гегель стремится выразить разумную идею, независимую от характеристик внешней жизни.

¨ Воля – основное понятие философии права Гегеля – формируется в три этапа: вначале воля содержит элемент чистой неопределенности, элемент, в котором «растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями, влечениями или чем бы то ни было; это безграничная бесконечность абсолютной абстракции или всеобщности, чистое мышление самого себя» Затем «я» обнаруживает, что оно определено. Тогда оно вступает в существование в общем: «Это абсолютный момент конечности или обособления «я». И наконец, воля выступает как единство этих двух моментов: «рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение «я»… «Я» полагает себя одновременно и как отрицание самого себя, а именно как определенное, ограниченное, и как остающееся у себя в своем тождестве с собой и всеобщности и смыкающееся в определении лишь с самим собой… Это и есть свобода воли».

¨ Свобода возможна лишь, когда она владеет собой как содержимым. Свобода является всеобщей, когда весь мир участвует в воле «я». По мнению Гегеля, в отношении духа человек является свободным существом, которое не позволит естественным порывам управлять своим поведением. Природой внутри нас следует управлять.

¨ Воля является универсальной, когда в ней «подавлены все индивидуальные ограничения и особенности». Абсолютный инстинкт свободного духа заключается в обладании своей свободой как целью, чтобы быть для себя, как идеи, тем же, что воля в себе. Право есть свобода в общем, в качестве Идеи.

¨ В конце Введения Гегель излагает план «Философии права». Она состоит из трех частей: сфера абстрактного, или формального, права, сфера субъективной морали, сфера объективной морали. К сфере абстрактного права относится теория собственности, переход прав собственности по договору, сам договор и незаконные действия (неумышленный вред, обман, насилие и преступление).

¨ Во второй части право субъективной нравственной воли рассматривается в трех аспектах: 1) формальное право поступка. Его содержание должно принадлежать мне, быть умыслом моей субъективной воли, это ответственность; 2) внутренним содержанием действия являются одновременно намерение (т. е. оценка действия и того, во что оно мне обойдется) и благополучие (частная цель моего частного бытия); 3) когда содержание действия становится всеобщим, оно принимает форму блага и нравственной убежденности.

¨ В третьей части «Философии права» Гегель отмечает, что объективная мораль – это единство и истинность мыслимой идеи Блага, реализованной в воле, отражающейся в самой себе и во внешнем мире «настолько хорошо, что свобода как субстанция является не только реальной и необходимой, но и субъективной волей».

¨ В основе объективной морали лежит долг: «в долге индивид освобождается и достигает субстанциальной свободы». Гегель выводит общественную мораль из требований общих интересов: «Нравственное, поскольку оно рефлектируется в индивидуальном, определенном природой характере как таковом, есть добродетель; в той мере, в какой она проявляется лишь в простом соответствии индивида своим обязанностям, по отношению к тем условиям, в которых он находится, она есть добропорядочность».

¨ Объективной сущностью морали являются одновременно непосредственный дух (семья), дух разделенный и феноменальный (гражданское общество) и Государство как свобода, которое «в свободной автономии своей частной воли является также универсальным и объективным».

¨ Гегель дает следующее определение семьи: «Семья как непосредственная субстанциальность духа имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри семьи состоит в обладании самосознанием своей индивидуальности и в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства».

¨ Затем философ исследует осуществление семьи в трех аспектах: брак и его внешнее существование, т. е. имущество, а также воспитание детей и распад семьи. В браке содержится жизнь в ее целостности, в «действительности рода и его распространения». Но в тоже время это и духовное единство, осознанная любовь, возникающая при встрече представителей двух полов,.. «свободное согласие лиц, причем согласие на то, чтобы составить одно лицо, отказаться в этом единстве от своей природной и единичной личности». Это единство основано на духовных узах, становящихся «субстанцией» – узах, которые сами по себе неразрывны.

¨ Гегель определяет гражданское общество как Государство, вызванное к жизни потребностями и разумом. Гражданское общество, по Гегелю, содержит в себе три момента: 1) систему потребностей. Потребность опосредуется, и, чтобы удовлетворить свои потребности, человек работает, удовлетворяя тем самым с помощью своего труда потребности других; 2) юридическую защиту собственности; 3) заботу о предотвращении оставшейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций.

¨ Далее Гегель рассматривает государство: 1) как внутреннее государственное право; 2) как отношение отдельного государства к другим государствам; 3) идея государства реализуется в единстве этих двух элементов и сообщает себе в процессе всемирной истории свою действительность. По отношению к сферам частного права и частных интересов, семьи и гражданского общества Государство выступает как «внешняя необходимость и их высшая власть».

¨ Государство и религия представляют собой различные понятия. Как созерцание, предметом которого является Бог, религия «содержит в себе требование, чтобы все постигалось в таком аспекте и находило в нем свое подтверждение, оправдание, достоверность». Государство (и его законы) есть божественная воля в качестве наличного, или действительного, духа, развертывающегося в действительный образ и организацию мира. Следовательно религия и государство имеют разные сферы деятельности, а значит, могут сосуществовать без необходимости взаимного исключения друг друга.

¨ Государство, являясь духом народа, есть закон, пронизывающий всю жизнь этого народа, обычаи и сознание индивидов, поскольку «…государственное устройство определенного народа вообще зависит от характера и развитости его самосознания; в этом заключается его субъективная свобода, а следовательно, и действительность государственного устройства».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)