|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как мир культурыСущность культуры – это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Культура выражает человеческую сущность общества, поэтому она пронизывает все без исключения элементы, стороны, состояния общественной жизни и вбирает их в себя. Человек как субъект и как результат культурного процесса живет и развивается в обществе, поэтому культура –это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми. Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной. В культуре выделяются аспекты: ▪ гуманистический, т.к. культура - это атрибут общественного человека, его жизнедеятельности; ▪ созидательный, поскольку культура выступает фактором созидания человека как общественного существа; ▪ ценностно-регулятивный, ведь культура - это ценностно-нормативный регулятор жизнедеятельности человека Культура в обществе существует и функционирует не только в своей общей форме как процесс саморазвития человека. Ее всеобщая природа модифицируется в различных слоях культуры: общественном (в отличие от природного); духовно-идеальном; ценностно-ориентационном; социально-пространственном. Кроме общих слоев культуры, охватывающих все общество, выделяются следующие социально-культурные дифференциации: культура труда; культура общественных отношений; политико-управленческая культура; культура духовного творчества и т п. Духовная культура появляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т. д. По характеру социальных общностей (субъектов) культура делится на общечеловеческую, культуру народа, нации, этноса, класса, коллектива, семьи, личности. Выделяются также массовая и элитарная культура. Массовая культура предлагает свои усреднённые модели включения человека в социальные механизмы, делает акцент на «усреднённый» уровень развития самых массовых потребителей этой культуры, создаёт единую «выхолощенную» культуру, уничтожая традиционные ценности. Осмысление массовой культуры как предельного выражения духовной несвободы, средства отчуждения и угнетения человеческой личности характерно для работ О.Шпенглера, А. Швейцера, Э. Фромма, Х. Оргеги-и-Гассета, Н. Бердяева. Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие: 1) индустрия «субкультуры детства» (универсализация воспитания детей, внедрение в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений); 2) массовая общеобразовательная школа, стандартизирующая научные, философские и религиозные представления, исторический социокультурный опыт на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощённым формам детского сознания и понимания; 3) средства массовой информации, формирующие общественное мнение в интересах определённого «заказчика»; 4) система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадёжность и желательное электоральное поведение людей; 5) массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций; 6) массовые политические движения, вовлекающие широкие людей в массовые политические акции, в своём большинстве далёких от политики и интересов элит; 7) система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей; 8) индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную литературу. Массовая культура стала одной из самых прибыльных отраслей экономики и даже получила названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и др.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |