|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Всеобщая взаимосвязь и развитие – основные принципы диалектикиФилософов всегда интересовали не только проблемы теории, то есть толкование, объяснение мира, но и проблемы метода, путей, способов и приемов научного познания и преобразования мира. Философской теорией, методом и методологией научного познания и творчества вообще выступает диалектика. Сам термин «диалектика» впервые применил Сократ, имея в виду диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений, взглядов. Термин «диалектика» применял и Гегель, трактуя ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Конкретно сущность этой концепции заключается в том, что она игнорирует богатое конкретное содержание реальных жизненных процессов и рассматривает развитие лишь как простой количественный рост одного и того же, лишь как уменьшение или увеличение, как повторение одних и тех же этапов. Она не признает развития как процесса возникновения нового и исчезновение старого, отжившего свой век, то есть она отрицает качественные изменения, качественные скачки и взаимопереходы в явлениях объективного мира. Метафизическая концепция рассматривает явления и предметы материального мира как изолированные и не связанные между собой, как случайное накопление явлений и предметов. Сущность метафизической концепции сводится также к тому, что она отрицает внутренний источник развития – саморазвитие. Причину развития природы и общества она усматривает в некой внешней, сверхъестественной силе и в конечном итоге – в Боге. Диалектическая концепция развития заключается в том, что развитие истолковывается как борьба противоположностей, скачкообразный переход количества в качество и – наоборот, а также как движение по спирали. Метафизика воспринимает развитие как результат божественного первотолчка, как увеличение или уменьшение, то есть как чисто количественный процесс, а также как движение по замкнутому кругу. Диалектика и метафизика – это альтернативные способы философского постижения бытия. Они различаются многими существенными моментами. √ Если диалектика считает движение абсолютным, а покой – относительным, то метафизика, наоборот, воспринимает движение как сумму состояний покоя, который является постоянным. √ Диалектика признает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, а метафизика рассматривает их в отрыве, в обособленности. √ С точки зрения диалектиков, «все течет, все меняется». Метафизики же утверждают, что явления неизменны по своей сущности. Основными принципами диалектики являются: 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. І. Важным принципом материалистической диалектики является принцип развития, то есть понимание развития как вечного и бесконечного процесса смены старого новым, одних явлений и процессов – другими. Развитие рассматривается как движение в определенном направлении, преимущественно как движение постепенное, прогрессивное, восходящее. Это значит, что любой предмет, явление, система, как и весь мир вообще, не просто изменяются, а всегда переходят в новые состояния, не существующие ранее, никогда не повторяют с абсолютной точностью состояния, существовавшие ранее. Существуют две различных тенденции развития: 1) восходящая, прогрессивная – переход от простого к сложному; 2) нисходящая, регрессивная – переход от сложного к простому. Диалектическому развитию присущие такие признаки, которые отличают его от движения вообще: ▪ диалектическое развитие представляет собой не просто смену одних состояний материальной системы другими, не просто изменение их количественных характеристик, а качественные изменения, структурные преобразования развивающейся системы. ▪ диалектическое развитие представляет собой целенаправленный процесс изменений, что предусматривает определенную последовательность прохождения системой специфических для нее ступеней. ▪ диалектическое развитие является не только целенаправленным, но и необратимым процессом, то есть реальные предметы, явления, будучи изменчивыми в пространстве и во времени, оказываются неповторимыми в своих индивидуальных чертах. ▪ важным моментом развития является и то, что оно представляет собой внутреннее по своему источнику изменение материальных объектов, то есть диалектика трактует развитие как с аморазвитие, которое осуществляется по причинам, заложенным в самих материальных объектах. Таким образом, развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных объектов. ІІ. Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективного мира является важным принципом диалектики. Он органически вытекает из того, что: 1) миру присуще материальное единство, заключающееся в признании единственной, общей первоосновы, которая лежит в основе всего разнообразия вещей и явлений; 2) этот принцип исходит из того, что в объективном мире не существует абсолютно простых предметов и явлений, все они имеют сложную структурную организацию, то есть состоят из каких-то элементов, частей, часто не связанных между собой; 3) этот принцип отображает то, что в мире нет абсолютно изолированных явлений, ведь благодаря связи и взаимодействию одни процессы и явления порождают другие, происходит переход от одних форм движения к другим и вследствие этого осуществляется вечное движение и развитие, которое представляет собой общую форму бытия. Связи и взаимодействия в материальном мире характеризуются такими чертами: ▪ объективный характер, то есть связи существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность; ▪ универсальность, поскольку связи и взаимодействия проявляются всегда и везде, во всех явлениях, на всех этапах и уровнях; ▪ многогранность, поскольку связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного мира. ▪ разнообразие связей по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления. Среди неисчерпаемого разнообразия конкретных форм связей материалистическая диалектика изучает наиболее существенные, общие связи, которые проявляются во всех явлениях и процессах действительности. К таким формам связей относятся: связи внутренние (между элементами или сторонами одного и того же материального объекта) и внешние (между различными объектами и окружающей средой); существенные (глубинные, устойчивые, определяющие специфику данной системы) и несущественные (второстепенные, не имеющие значительного влияния); прямые (непосредственные, без промежуточных звеньев) и опосредованные, косвенные, которые устанавливаются через промежуточные звенья. Учение об общей связи явлений объективной действительности является, собственно говоря, учением о закономерном характере ее развития, ведь любой закон природы и общества выявляет какую-то объективную, существенную связь между явлениями и предметами материального и духовного мира. При этом закон – объективная, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами действительности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |