|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫВОДЫ К МОДУЛЮ ІІ♦ С начала ХХ века на фоне разочарования в способности философии усовершенствовать мир мыслители вели поиски иррациональных первоначал: бессознательное, «воля к власти», «творческий порыв», интуиция и т. п. На этапе неклассического типа философствования ставитсяпод сомнение правомерность любой гармоничной рационалистической системы, выдвигается принцип тесной связи с ощущениями, настроениями, переживаниями индивида. ♦ Особенностями неклассической западной философии, основными темами ее философствования являются: 1) обращение к субъективному миру человека; 2) анализ кризиса культуры; 3) аксиологический подход к действительности. ♦ Среди множества направлений и течений современной мировой философии есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития: иррационалистически-гуманистическая, религиозная, позитивистская. ♦ Украинская философия формировалась с конца Х – начала ХІ вв. в контексте развития мировой философской мысли. Ее особенность определяется доминированием этико-моральной направленности. В центре отечественной философии – человек с его внутренним миром в органическом единстве с условиями его самореализации. ♦ На первом этапе своего развития (Х–ХV вв.) отечественная философия предпринимала первые самостоятельные шаги, усваивая достижение античной, византийской культуры. И хотя в целом философская мысль в Украине разворачивалось в границах религиозного мировоззрения, сквозь религиозную оболочку пробивались сильные и самобытные идеи. ♦ На втором этапе своего развития (XV–XVIII вв.) философская мысль Украины приобретает национально-региональный характер. Теоретические идеи отечественной философии вызревают, усваивая идеи западноевропейского Возрождения и Просвещения. Появляются самобытные отечественные философские школы, открываются учебные заведения. Для этого периода характерным является идейно-философское взаимовлияние и взаимосвязь трех братских западнославянских народов. ♦ На третьем этапе (XIX–XX вв.) отечественная философия начинает развиваться в общем русле европейской философии. Философы Украины пытались найти ответы на кардинальные вопросы истории человечества. Каждый из украинских мыслителей пытался обозначить фундаментальные основы становления и процветания независимой Украины: П. Кулиш – национальный дух. Н. Костомаров – характер. А. Потебня – язык. В. Липинский – государство (сильная личность и авторитет). Д. Донцов – волевой национализм. Н. Хвылевой – волевой витализм. Ю. Липа – через преодоление комплекса «второсортности» к утверждению сначала своего Я, а затем и своего места в действительности. Особое значение придавалось таким вопросам, как вопрос об общих причинах, путях, движущих силах и тенденциях исторического процесса, об общественном идеале, о духовных основах личности, о месте национального в системе социальных взаимоотношений. Вопросы к модульному контролю 2. 1. Особенности современной западной философии. 2. Иррационализм в современной западной философии, его обусловленность и результаты. 3 Сцинтизм и антисциентизм как альтернативные мировоззренческие позиции. 4. «Философия жизни» сущность и основные варианты. 5. Понятие «жизнь»: различные трактовки (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет и Бергсон). 6. Философские взгляды Фридриха Ницше. 7. «Воля к власти» и переоценка ценностей в системе Ницше. 8. Позитивизм: сущность и основные этапы его развития. 9. Огюст Конт о задачах позитивной философии. 10. Основные направления и школы позитивистской философии. 11. Неопозитивизм. 12. Прагматизм. Проблемы морали и истины в прагматизме. 13. Инструментализм Д. Дьюи. 14. Неотомизм. 15. Тейяр де Шарден о «Точке Омега». 16. Основные направления современной религиозной философии. 17. Структура психики, по З. Фрейду. 18. Психоаналитическая философия (К. Юнг, Э. Фромм, В. Райх и др.). 19. Экзистенциализм. 20.Основные характеристики экзистенции. Трансцендендирование. 21. Проблемы смысла жизни и свободы в экзистенциализме. Сартр, Камю, Марсель о любви и дружбе, об одиночестве. 22. Экзистенциализм Мартина Хайдеггера. 23. Карл Ясперс о смысле истории. 24. Герменевтика. Проблема понимания в герменевтике. 25. Франкфуртская школа. 26. Российская религиозная философия и философский мистицизм. 27. Ситуация постмодернизма в философии. 28. Формирование и развитие украинской философской мысли: характеристика основных этапов. 29. Философия украинского Просвещения второй половины ХVІІ-ХVШ вв. Киево-Могилянская академия. 30. Своеобразие философии Г. С. Сковороды. 31. Философия украинского романтизма ХІХ века. 32. Проблемы нации и государственности в украинской философии (В. Липинский, Д. Донцов и другие). Список литературы к модулю І. 1. Аббаньяно Н. Мудрость, философия и проблемы нашей жизни /Н. Аббаньяно. – Спб.: Алетейя, 1998. 2. Бердяев Н. А. Смысл творчества //Н. А. Бердяев Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. С. 473-478. 3. Бубер М. Два образа веры /М. Бубер. – М.: Республика, 1995. 4. Витгенштейн Л. Лекция по этике /Л. Витгенштейн //Историко-философский ежегодник. – М.: Наука, 1989. 5. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. //Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. 6. Карсавин Л. П. О добре и зле //Карсавин Л. П. Малые соч. – СПб.: Алетейя, 1994. – С. 261-265. 7. Кьеркегор С. Страх и трепет /С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993. 8. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. – М.: Жанна, 1994. 9. Ницше Ф. К генеалогии морали //Ницше Ф. Соч. в 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1992. – С. 421-437. 10. Подольська Є. А. Кредитно-модульний курс філософії. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2006. 11. Подольська Є. А. Філософія. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2007. 12. Подольська Є. А., Подольська Т. В. Філософія: 100 питань – 100 відповідей. Навч. посібник для студентів вищ. навч. закладів. – Київ: Фірма «ІНКОС», 2008. – 352 с. 13. Розанов В. Опавшие листья /В. Розанов. – М.: Современник, 1992. – 542 с. 14. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр //Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.
15. 16. 15. 17. 18. 19. 20. Соловьев В. С. Оправдание добра (гл. 3) //Соловьев В. С. Соч. 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 246-266. 23.
24.
25.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. 17. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. – С. 382-424. 18. Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. –СПб.: Алетейя, 1997. 19. Фромм Э. Здоровое общество //Фромм Э. Мужчина и женщина. – М.: АСТ, 1998. 20. Фромм Э. Душа человека: Перевод. / Э Фромм.– М.: Республика, 1992. – 430 с. 21. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности / М. Фуко. – Киев: Грунт, 1998. 22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие /Пер. с нем. Под ред. Д. В. Скляднева. / Ю. Хабермас. – СПб.: Наука, 2000. 23. Хайдеггер М. Бытие и время /М. Хайдеггер. – М.: Ad Marginem, 1997. 24. Швейцер А. Благоговение перед жизнью /Швейцер А. – М.: Республика, 1992. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |