|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные формы научного познанияПрименение различных методов научного познания дает возможность получить научное знание, но это знание возникает не сразу в готовом виде, а развивается постепенно в процессе познания в различных формах. ▪ Фундаментом всего знания в каждой науке является фактический материал или конкретные факты. Фактом (от лат. factum – осуществленное, сделанное) называют событие, явление, процесс, которые имеют место в объективной действительности и являются объектом исследования. Факт представляет собой зафиксированное в предложении эмпирическое знание. ▪ Проблема – это теоретический или практический вопрос, который нуждается в своем решении, изучении и исследовании. Толчком к созданию научной проблемы служат новые факты, которые возникают на практике; они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей. Формирование проблемы – это важный момент развития научного знания, потому что в правильной постановке проблемы уже содержится ключ к ее решению. Неверная ее постановка является одной из причин возникновения вымышленных проблем (псевдопроблем), противоречащих фактам и законам. И такие проблемы практически не разрешимы. Своеобразной формой решения проблемы может быть доказательство ее неразрешенности, что стимулирует пересмотр оснований, в границах которых проблема была поставлена (например, доказательство неразрешенности проблемы построения вечного двигателя было тесно связано с открытием закона сохранения энергии и движения). ▪ Идея является активным, опосредствующим звеном в развитии действительности, которая создает новые, ранее не существовавшие формы реальности. Термин «идея» (от греч. ίδέα – вид, образ) был впервые введен древнегреческими философами и употреблялся в различных значениях. Материалистические направления в философии рассматривали идеи как отражение действительности. Демокрит, например, называл идеями атомы, которые являются неделимыми, постигаемыми разумом формами. Согласно идеалистическому учению Платона, идеи – это умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. В Средние века считалось, что Бог творит предметы окружающего мира согласно со своими идеями, являющимися идеальными формами. В Новое время, в XVII–XVIII вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идей, разрабатывается учение об идеях как способе познания, ставится вопрос о происхождении идей, их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм – со спонтанной деятельностью мышления. Учение об идеях занимало видное место в немецком классическом идеализме: Кант называл идеями понятия разума, не имеющие соответствующего предмета в нашей чувственности; согласно Фихте, идеи – это имманентные цели, в соответствии с которыми «Я» творит мир; в соответствии с учением Гегеля, идея является объективной истиной, венчает весь процесс развития. Если познание понимать как отражение действительности, то идея выступает как специфическая форма этого отражения. Однако, идея не сводится к фиксации результатов опыта, но является отображением предмета, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. Под идеей понимается также форма развития научного знания, когда в виде идей формируются некоторые обобщения, теоретические знания, объясняя сущность, закономерность явлений (идея о материальности мира, о корпускулярно-волновом характере света, веществе и поле и т. п.). Следовательно, в идее как форме научного познания отображается фундаментальная закономерность, лежащая в основе той или иной теории. В таком понимании идея оказывается важнейшей формой развития научного исследования. Ведущая идея для систематического освещения предметов и явлений получила в теории познания название «концепция». Концепция (от лат.: conceptio –понимание, система)– определенный способ понимания, трактовки любого явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего мнения, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. деятельности. ▪ Гипотеза (от греч. ύπόθεσις –основа, предположение)–это научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре или функциях явлений, о причинах возникновения и развитии явлений, достоверность которых на современном этапе производства и науки не может быть проверена и доказана.Гипотеза представляет собой форму вероятностного знания, так как она является высказыванием, истинность и ошибочность которого еще не установлена. Как форма научного познания гипотеза в своем развитии проходит четыре стадии: 1) накопление фактического материала, его описание и изучение; 2) формирование гипотезы о причинных связях явлений; 4) проверка полученных выводов на практике; 4) преобразование гипотезы в достоверную теорию или же отрицание ранее существующей гипотезы и выдвижение новой. Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной теорией. ▪ Теория –это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, которые отображают определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей. Под теорией в широком смысле часто понимают человеческое познание вообще, в отличие от практики, или совокупность достоверных знаний, в отличие от гипотезы, а иногда просто как совокупность суждений в той или иной области познания. Термин «научная теория» используется и в более узком понимании, как совокупность понятий и суждений относительно некоторой предметной области, объединенных в единую истинную, достоверную систему знаний с помощью определенных логических принципов. Научная теория как система знания характеризуется следующими признаками: 1) предметностью, потому что вся совокупность понятий и утверждений относится к одной и той же предметной области, должна отображать одни и те же объекты исследования; 2) адекватностью и полнотой отображения объективной реальности; 3) проверяемостью, что характеризует теорию с точки зрения содержательной истинности и способности ее к развитию и усовершенствованию; 4) истинностью и достоверностью. Научная теория развивается под воздействием разных стимулов, как внутренних (обнаруженных в составе теории нерешенных задач), так и внешних (противоречий теории и опыта). И те, и другие побуждают развитие теории, что может осуществляться в трех основных формах: – в интенсификационной форме, когда происходит углубление наших знаний без изменении области применения теории; – вэкстенсификационной форме, когда происходит расширение использования теории без существенных изменений ее содержания (распространение теории электромагнетизма на сферу оптических явлений); – в комбинированной, экстенсификационно-интенсификационной форме (процесс дифференциации научных теорий). В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа: 1) эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность; 2) революционный, когда осуществляется слом ее основных исходных оснований, компонентов, математического аппарата, методологии. Проблемно-поисковые задания: 1. Сформулируйте основные принципы познания. Обоснуйте каждое положение. Приведите примеры. 2. Для чего в познавательной деятельности необходимо понятие истины? Дайте определения лжи, неправды, заблуждения, ошибки. Приведите примеры. Имеет ли право ученый на ошибку? Обоснуйте свой ответ 3. В чем заключается диалектика абсолютного и относительного в объективной истине? В чем суть догматизма и релятивизма? 4. В силу каких сущностных характеристик именно практика является основным критерием истины? Докажите это, используя разные виды практики. 5. Что такое методология научного знания? Определите ее предмет и функции. 6. Что включает в себя содержательная методология и что – формальная? Приведите примеры. 7. Раскройте содержание понятий: «парадигма». «исследовательская программа», «картина мира», «стиль мышления», «архетип научного мышления». В чем состоит их эвристический потенциал? 8. В чем состоит единство, отличие и взаимосвязь философии и методологии науки? 9. Дайте классификацию методов познания. Проанализируйте их преимущества и ограниченность в использовании на конкретных примерах. 10. Раскройте диалектику обогащения знания. Продемонстрируйте эвристический потенциал форм научного познания на конкретных примерах. 11. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий: абсолютная истина, аксиоматизация, анализ, восприятие, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, дедукция, догматизм, идеализация, идея, измерение, индукция, концепция, метод, методология, моделирование, наблюдение, относительная истина, ощущение, парадигма. познание, понятие, практика, представление, проблема, рациональное познание, релятивизм, синтез, сравнение, суждение, теория, умозаключение, факт, форма познания, формализация, чувственное познание, эксперимент. 12. Прочитайте комментарии к работе Т. Куна «Структура научных революций», изложите ее основные идеи. Подготовьте эссе.
¨ Это основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. Полемика с неопозитивистской версией научной историографии составляет содержание первого раздела «Структуры научных революций», обосновывающего новую методологию историко-научных реконструкций ¨ Основной пафос критики здесь направлен против кумулятивной модели развития науки, рассматривающей ее эволюцию как последовательное накопление научных достижений (фактов, теорий, методов). ¨ Кумулятивной модели Кун противопоставляет такие концепции науки, которые «не столько стремятся отыскать в прежней науке непреходящие элементы, которые сохранились до современности, сколько пытаются вскрыть историческую целостность этой науки в тот период, когда она существовала». Подобный подход к историографии обращен к интегрально-целостным типам научной рациональности, в контексте которых устаревшие и отброшенные теории не менее научны, чем признанные современностью классические идеи, а эпохальные открытия связаны преимущественно с тем временем, когда они были поняты и признаны. ¨ Преодоление парадоксов кумулятивизма Кун считает возможным в рамках познания существования двух сменяющих друг друга основных этапов развития науки: нормальной науки и научной революции. Относительный кумулятивизм нормальной науки сменяется теоретической несоизмеримостью альтернативных способов видения природы в периоды научных революций. Значение эпохальных открытий при этом не сводится к простому расширению научных знаний о мире, но к трансформации всей категориальной матрицы научного мировоззрения и, тем самым, к изменению самого научного мира. ¨ Центральной единицей куновской модели динамики науки является понятие парадигмы, под которой Кун предварительно понимает отдельную научную теорию, содержание которой смогло убедить в своей правомерности значительную часть научного сообщества и наметить блок проблем, требующих последующего разрешения. ¨ В качестве первых парадигм Кун выделяет такие классические труды, как «Физику» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптику» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химию» Лавуазье и т. п. Появление этих теорий способствовало дисциплинарному оформлению существовавших научных знаний и возникновению «нормальной науки», при этом дальнейшее развитие науки протекает как «последовательный переход от одной парадигмы к другой через научную революцию». ¨ Победа одной из допарадигмальных школ значительно сужает имеющийся массив фактов, делает акцент «только на некоторой особой стороне весьма обширной по объему и бедной по содержанию информации… Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться лучше, чем конкурирующие с ней другие теории, но она вовсе не обязана (и фактически этого никогда не бывает) объяснять все факты, которые могут встретиться на ее пути». ¨Конкретизация объекта изучения в ходе оформления парадигмы позволяет научному сообществу специализироваться на изучении отдельной группы явлений, сформировать профессиональное научное сообщество, создать учебник, наличие которого позволяет признать парадигму как вид знания, не требующего специального доказательства и обоснования. ¨ В ходе развития нормальной науки осуществляется три стратегии: а) уточнение и конкретизация фактов, очерченных парадигмой как наиболее значимых для понимания сущности объектов; б) обращение к анализу тех явлений, которые прогнозированы парадигмальной теорией; в) разрешение тем и проблем, оставшихся неясными в рамках принятой теории. ¨ Открытие – это не столько отдельное событие, сколько длительный промежуток времени, в течение которого научный мир приходит к идее о его аномальности, т. е. к осознанию того факта, что «природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки». ¨ Парадигма, задавая модель целостного и непротиворечивого видения природы, как бы сама подготавливает почву для возникновения аномалий и своего последующего кризиса. Преодоление кризиса возможно через реализацию трех основных стратегий: а) разрешений проблемы в рамках существующей парадигмы; б) принятие решения о временной «отсрочке» спорного вопроса; в) возникновение новой парадигмальной модели, что становится началом последующей научной полемики, знаменующий собой уже новый этап в динамике науки. Переход от одной парадигмы к другой очерчивает границы научной революции. ¨ Исследователи, работающие в соответствие с канонами нормальной науки, никогда не посягают на пересмотр оснований научного поиска или парадигмы, занимаясь исключительно решением головоломок в рамках установленных правил игры. Вместе с тем пересмотр парадигмальной модели возможен лишь при условии возникновения альтернативной теории, где ситуация выбора между конкурентными позициями является основной характеристикой научной революции. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |