|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позитивизм: сущность и основные этапы его развитияПозитивизм (от лат. posutious – позитивный, субъективный) – идеалистическое направление, представители которого все настоящее («позитивное») знание считают результатом конкретных наук, отрицают философию как науку со специфической для нее теоретической и мировоззренческой проблематикой. Позитивизм возник в 30-е годы XIX ст. как реакция на спекулятивную философию и крайние формы мистицизма. Он провозгласил рациональными лишь те науки, которые опираются на непосредственный опыт человека. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт. Движущей силой общественного развития Конт считает прогресс знания. В истории сменились три стадии развития мысли: 1) теологическая, когда первоначалом бытия провозглашались боги и демоны; 2) метафизическая, когда философы обращались к «сущностям» – абстракциям типа «материя» или «дух»; 3) позитивная, на которой, отбросив выдумки теологии и метафизики, мыслители переходят к исследованию мира конкретно-научными способами, а задачей философии становится констатация наиболее общих законов, открываемых позитивными науками. Конт фактически стал основателем социологии – науки, которая изучает общественную жизнь со всех сторон, соединяя теоретические и эмпирические методы исследования. Основной принцип позитивизма: ученый должен ограничиваться лишь описанием собственных ощущений, формулируемые же на основе ощущений понятия, законы – это лишь удобный способ описания ощущений, они не имеют никакого отношения к объективному миру, а если и имеют, то мы никогда не сможем этого проверить. Во второй половине XIX века начался этап «второго позитивизма», или эмпириокритицизма, основателями которого стали Эрнст Мах и Рихард Авенариус. Руководящим тезисом эмпириокритицизма стало утверждение, что познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме своих чувств. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отрицает объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания. В духе субъективного идеализма австрийский философ Мах в работах «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», «Познание и заблуждение» утверждает, что пространство, время, движение, сила субъективны по своему происхождению, а мир является «комплексом ощущений», соответственно задача науки – описание этих «ощущений». Третий этап позитивизма, или неопозитивизм, возник почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в начале XX ст. Неопозитивизм представляют такие выдающиеся философы и школы XX века, как М. Шлик, основатель «Венского кружка», его последователи Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах, представители Львовско-Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич; логик, математик, философ Б. Рассел; основатель философии лингвистического анализа Л. Витгенштейн; течение «общей семантики» (Кожибский, Чейз, Хайякава). Неопозитивизм возник как течение, которое претендует на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала века. Особенно острыми были проблемы: роли знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, происхождение и функции математизации и формализации знания. В своей книге «Наше познание внешнего мира» Рассел обосновывает мысль, что все философские проблемы, если их проанализировать и очистить, оказываются проблемами логическими, Витгенштейн в «Логико-философском трактате» сделал из этого вывод, что философия – не доктрина, не совокупность теоретических положений, а деятельность, которая заключается в логическом анализе языка науки. Результат ее – «не некоторое количество» философских предложений, а «выяснение предложений». Философия, по Витгенштейну, не стремится к истине, она не является теорией, а суть аналитическая деятельность по прояснению языка, устранению неточностей в обозначениях, которые порождают «метафизические» предложение. Неопозитивизм базируется в своем анализе науки на трех основных тезисах. 1) он четко разграничивает аналитические (логико-математические) и синтетические (фактические, эмпирические) высказывания; первые являются элементами формальной структуры теории и не имеют познавательного содержания, а вторые составляют эмпирический базис теории; 2) неопозитивизм основывается на редукционизме, то есть на утверждении о сведении всех содержательных высказываний теории к непосредственному опыту или высказываниям о нем; 3) наше познание принадлежит не объективному миру, а «содержанию сознания»: ощущениям (наблюдениям) и фиксации их в языковых формах. Аналитическая философия представляет собой направление западной, главным образом англо-американской, философии ХХ века. Она сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; Основными течениями ее выступают: 1) философия логического анализа; 2) лингвистическая философия. В духе неопозитивизма лингвистическая философия считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка. Цель анализа она усматривает в прояснении языковых выражений. Не удивительно, что центральное место в неопозитивизме Венского кружка, который стал в 20-е годы ХХ века ведущей неопозитивистской школой, заняло учение о «верификации» (проверке). Принцип верификации сыграл в неопозитивистском анализе тройную роль: его можно было использовать для чувственной проверки эмпирических высказываний, для определения эмпирического значения терминов и высказываний и, наконец, в качестве «демаркационного принципа», что давало возможность отделить эмпирические предложения от неэмпирических и, в первую очередь, метафизических. Неопозитивисты, потерпев крах в попытках найти критерии оценки высказываний путем чувственной верификации, продолжили поиск в других направлениях. Так появился «семантический позитивизм». Альфред Тарский в произведении «Понятие истины в формализованных языках» дал определение классического понятия истины для большой группы формализованных языков. Представители «семантики» считают, что люди часто не понимают друг друга из-за неопределенности смысла употребляемых слов. Слова, по мнению Чейза, не имеют никакого значения, они – лишь символы, подобно Х или Y. Столкновение идей имеет своим источником лишь терминологическую несогласованность. Мысль о «конвенциональном» (договорном) характере исходных принципов математики, выдвинутая Анри Пуанкаре, распространяется семантиками на любое теоретическое знание. Смысл высказывания, согласно «конвенционалистской» теории, определяется не его объективным содержанием, а местом данного высказывания. Четвертая историческая форма позитивизма – постпозитивизм. С конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века неопозитивизм развивается в двух направлениях: «лингвистического позитивизма», начатого философом Людвигом Витгенштейном, и «позитивизма», основанного на идеях работ Карла Поппера. Витгенштейн призывал искать не объекты, которые отвечают словам, а функции «слов в человеческой деятельности». К. Поппер сначала предложил заменить «верификацию», направленную на установление правдивости утверждений путем их непосредственного сравнения с фактами, принципом так называемой «фальсификации», то есть поиском утверждения. Поппер отказывается от истины как цели познания, утверждая, что ее нельзя достичь, вводит понятие «правдоподобности». Факты реального мира могут лишь опровергнуть и никогда – подтвердить содержание теоретических построений. В труде «Логика и рост научного знания» Поппер пытается доказать, что рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений, в результате чего решаются научные проблемы. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как изменение ряда непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обусловлена нормативными правилами исследовательских программ, которые приписывают, какие пути являются наиболее перспективными для последующего исследования («позитивная эвристика»), а каких путей следует избегать («негативная эвристика»). Другие структурные элементы исследовательских программ – «твёрдое ядро» (в него входят фундаментальные предположения программы, которые нельзя условно опровергнуть) и «защитный пояс», который образуется из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранение «твердого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, частично или полностью заменен при сталкивании с контрпримерами). Фейерабенд выдвигает принцип «теоретического плюрализма», или пролиферации (размножения) теорий, что является существенной чертой развития научного знания. Он утверждает, что ученым следует создавать теории, которые несовместимы с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Фейерабенд требует освободить общество от «диктата науки», отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии равные права в общественной жизни. Таким образом, постпозитивизму как определенному этапу в эволюции философии науки присущи такие общие черты: ▪ постпозитивисты отходят от ориентации на символическую логику и обращаются к истории науки; их все больше интересует соответствие мыслительных моделей реальному научному знанию и его истории; ▪ если логический позитивизм главное внимание обращал на анализ структуры научного знания, то постпозитивизм главной проблемой философии науки определяет понимание развития научного знания; ▪ постпозитивизм смягчает дихотомию эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования; ▪ постпозитивисты отказываются провести четкую грань между ненаукой и философией. Они признают осмысленность философских положений и неустранение их из научного знания. Фейерабенд, например, вообще отказывается видеть какую-либо разницу между наукой, мифом и философией; ▪ представители постпозитивизма главным объектом своего внимания сделали развитие знания, а для этого они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и изменения научных теорий и идей; ▪ постпозитивизм поставил под сомнение тезис логических позитивистов о бесспорном прогрессе науки и потребовал доказательств прогрессивного развития научного знания; ▪ все представители концепции постпозитивизма в той или иной мере отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решении методологических проблем от позитивистской методологии. 3. Прагматизм. В 70-х гг. XIX века в США возникает прагматизм (от гр.: pragma – дело, действие) – новый тип философского мышления, исходящий из своеобразного понимания человеческого действия как своеобразного центра, вокруг которого вращаются и формируются все философские понятия и концепции. Центральная проблема в прагматизме – проблема ценности понятий, суждений, что проявляется в практических результатах действий, базирующихся на их основе. Критерием ценности и истинности знаний прагматизм считает практику, которая трактуется именно как деятельность индивида, направленная на удовлетворение его непосредственных потребностей, а не как взаимодействие человека с объективной природой. Объективную реальность прагматизм отождествляет с опытом, субъективизирует ее, растворяет реальность в сознании. Философия, по мнению представителей прагматизма, должна заниматься человеческими целями, средствами их достижения, она должна быть преобразована в интересах того, что выгодно, полезно для нашей жизни. Человек действует в иррациональном и непознаваемом мире, поэтому к научным теориям, моральным принципам следует подходить инструментально, с точки зрения их полезности и удобства. Чарльз Пирс разработал две теории: сомнения-веры и значения. Согласно концепции сомнения-веры, функцией мышления является преодоление сомнения и выработка устойчивой веры как привычки действовать при определенных обстоятельствах. При этом не имеет значения, отвечает ли вера реальности, или нет. Таким образом, объективное знание было заменено социальное приемлемым верованием. Истинной считается такая устойчивая вера, которая приводит нас к поставленной цели. В границах теории значения Пирс трактует мышление как достижение субъективного психологического удовлетворения, истину – как то, что ведет нас к цели, а предметы отождествляет с совокупностью их чувственных или «практических» последствий. Джордж Джеймс в своих произведениях «Зависимость веры от воли», «Разнообразие религиозного опыта», «Прагматизм» и др. разработал доктрину прагматизма, в соответствии с которой значение идей и теорий определяется их практическими последствиями, а истина трактуется как успешность или полезность их применения в опыте. Он призывал рассчитывать не на науку и разум, а на волю и веру, ибо мы имеем право на свой собственный риск верить в любую гипотезу, если она приносит удовольствие. Согласно концепции «радикального эмпиризма», реальность – «пластична», мы можем усилием воли придать ей любую форму. Опыт охватывает и сны, и галлюцинации, и религиозный экстаз, и спиритические зрелища. Эти идеи Джеймса можно характеризовать как субъективно-идеалистические, волюнтаристские. Основная заповедь морали прагматика – «делай то, что окупается». Джон Дьюи также считает науку средством, которое обеспечивает успешное поведение человека в мире. Познание он истолковывает не как пассивное, а как энергичное вмешательство в познавательный процесс. Задачей науки Дьюи считает «превращение проблематичной ситуации в решенную». Для этого ученый образует категории, понятия, которые не отображают объекты реальности, а используются в меру полезности и удобства. Наука, таким образом, трактуется им как «ящик с инструментами» (идеями, законами), из которых выбираются полезные, необходимые. В общественной жизни с нагромождением фактов (политика, торговля, воспитание и т. п.) «логика ситуации» позволяет методом проб и ошибок экспериментально избрать любой фактор для улучшения общества. При этом не учитываются основы общественного развития (способ производства). Нравственность поступка тоже оценивается с точки зрения успешности решения моральной «проблематичной ситуации». Прагматизму присущ своеобразный этический релятивизм, согласно которому моральным является то, что полезно. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |