|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Единство чувственного и рационального в познанииОтражение окружающего мира в сознании человека на основе практики происходит в двух формах: в чувственной форме и в рациональной, мыслительной форме. Процесс познания всегда начинается с непосредственного живого созерцания, то есть с непосредственного взаимодействия человека в практической деятельности с предметами и явлениями. Основными формами чувственного познания выступают: 1) ощущение – непосредственная связь сознания с внешним миром, это превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания); 2) восприятие: в сознании человека происходит целостное отображение внешнего материального предмета во всей совокупности его свойств, качеств, сторон, нашедших отражение в ощущениях; 3) представление – это чувственный образ тех предметов, которые когда-то непосредственно воздействовали на органы чувств, а затем воспроизводятся по «образам», которые сохранились в мозгу человека, при условиях отсутствия самого предмета; этот образ будет более бледный, без подробностей, в нем будут отображены лишь самые главные и общие черты. Переход от живого созерцания к абстрактному мышлению – это глубокий диалектический скачок в познании, сущность которого заключается в том, что человек, благодаря абстракции, отвлекается от всего второстепенного и выделяет сущность вещей, их внутренние закономерности. Процесс абстрактного, логического мышления осуществляется также в трех основных формах: 1) понятие – это такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, чувственные и необходимые признаки, свойства, качества различных предметов и явлений и их отношения; 2) суждение –это такая форма мышления, в которой благодаря связи понятий что-то утверждается, или отрицается; 3) умозаключение –это такой мыслительный акт, в котором из двух или нескольких истинных, правильных суждений выводится новое суждение о предметах и явлениях объективного мира, то есть умозаключениепредставляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений. Суждения, которые кладутся в основу умозаключений, называются посылками, а то суждение, которое мы получаем – выводом или умозаключением. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивными называются умозаключения, в которых из единичных посылок делается общий вывод, происходит восхождение от единичного к общему. Например: Медь при нагревании расширяется. Железо при нагревании расширяется. Серебро при нагревании расширяется. Медь, железо, серебро – металлы. ------------------------------------------------------- Все металлы при нагревании расширяются. Дедуктивными называются умозаключения, если из общей посылки делается отдельный вывод. Например: Все металлы проводят электрический ток. Медь – металл. ----------------------------------------------------- Медь проводит электрический ток. Чувственное и логическое познание представляют собой единый процесс. Они отображают один и тот же материальный мир и опираются на общее основание, которым является практика человека. В истории философии существовали два направления, которые абсолютизировали либо чувственное познание, либо логическое мышление. 1. Эмпиризм (греч. εμπειρία – опыт) считал чувственное познание основным и усматривал главную цель в опытном изучении объектов. Эмпиризм близок к сенсуализму. Этой точки зрения придерживались английские философы XVII века Бэкон, Локк, Гоббс, французские материалисты XVIII века. Так, Гельвеций утверждал, что «знания человека никогда не достигают большего, чем предоставляют его чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для разума». Если материалисты-эмпирики (Ф. Бэкон, Локк, Гоббс, Кондильяк) считали, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие предметы, то в противовес им субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). 2. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) признает разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). В противовес средневековой схоластике и религиозному догматизму рационалисты XVII–XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) признают основой миропорядка бесконечную причинную связь, пронизывающую весь мир. Само обращение к разуму как к единственному источнику знаний привело рационализм к идеалистическому выводу о существовании врожденных идей (Декарт) или склонностей и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, привело к отрыву мышления от реального объекта познания. 3. Проблема истины в философии и научном познании. Истина –это правильное отражение окружающего мира. Объективность и конкретность истины как знания, которое строго соответствует действительности, принципиально отличают материалистическое понимание истины от идеалистического. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что истинное знание имеет своим содержанием определенный, конкретный объект, фрагмент объективной реальности. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Существуют различные формы истины: истина будничная (или повседневная), истина научная, художественная истина, истина моральная и т. п. Другими словами, виды (формы) истины отвечают видам знания. Научная истина имеет определенные признаки: ▪ рациональная обоснованность, доказательность; ▪ направленность на воссоздание сущности, закономерностей объекта; ▪ особая системная организация знания по осознанным принципам, то есть упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия; ▪ проверка на практике, испытание логикой, так как научная истина не может базироваться на вере. Истинность не вытекает из общей значимости, а наоборот, истинность требует всеобщей значимости и обеспечивает ее. Познание развивается благодаря выявлению все новых и новых относительных истин, которые, уточняясь, превращаются в элементы абсолютного знания. Абсолютная истина –это полное, исчерпывающее знание об объекте. Разновидностью абсолютной истины является вечная истина, а именно знание конкретных фактов, исторических событий и т. п. Такое знание не может быть уточнено, дополнено, углублено даже при условиях последующего развития науки. Например, высказывание: «Наполеон умер 5 мая 1821 года», «Птицы имеют клюв» и подобные этим представляют собой вечные истины. По своей сущности абсолютная истина – это тоже объективная истина, которая познана в ее полной, законченной форме. Абсолютная истина выступает как процесс и как цель познания, которую пытаются достичь люди. Познание все время углубляется впроцессе движения от одной относительной истины к другой, более полной и содержательной. Относительная истина представляет собой знание о каком-то аспекте, стороне объекта; это знание не является полным и исчерпывающим. Во взглядах на истину как процессе имеют место две крайности, которые находят свое проявление в релятивизме и догматизме. Догматизм рассматривает истину только как абсолютную. Он базируется на утверждении, что истинное знание вполне отвечает действительности и углубляться или уточняться не может. С точки зрения догматиков, существует либо абсолютная истина, которая не изменяется с течением времени, либо имеет место ошибка. Гносеологическую основу догматизма составляет одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при условиях одновременного игнорирования ее относительности. В противовес догматизму релятивизм (от лат. relativus – относительный) признает только относительную истину и отрицает абсолютную. Релятивизм исходит из одностороннего подчеркивания изменяемости действительности и отрицания относительной устойчивости предметов и явлений. Гносеологической основой релятивизма является непризнание преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния и т. п.). Факт развития познания, когда преодолевается предыдущий уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, которая приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Наряду с фактами и теориями в научном познании, конечно, встречаются и псевдофакты и псевдотеории, а в некоторых науках имеют место также и дезинформация, и прямая ложь, и фальсификация. Дезинформация может быть осознанной и неосознанной, не переставая от этого быть неправдой. Неправда, как правило, воспринимается как предумышленное сведение явно неверных представлений к истине. Дезинформация направлена на то, чтобы ввести кого-либо в заблуждение. Случается и «неправда умолчания», когда скрывают и замалчивают неудачи, ошибки, срывы, провалы. Ошибка –это неверное знание, которое воспринимается как истинное, или, наоборот, истинное, которое трактуется как порочное мнение. Она является неумышленным несоответствием суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности существенно отличает ее от неправды. Истина не лежит на поверхности явлений, а глубоко «припрятана», «завуалирована», а поэтому требуются предположения, их сопоставление и проверка. Конечно, при этом возможны ошибки, порочные мнения. Ученый имеет право на ошибку, ибо она является своеобразным диалектическим способом поиска истины. Английский философ и логик Карл Поппер подчеркивал «нереалистичность» точки зрения на науку как на совокупность одних лишь истин. Безусловно, действительная наука имеет дело с совокупностью истины и ошибочных мнений. «Мы, – отмечал К. Поппер, –искатели истины, а не ее обладатели. Мы не имеем в руках никакой истины, а лишь вечно к ней приближаемся ». Ошибки играют немалую позитивную роль: они ведут к созданию проблемных ситуаций, содействуют нахождению верного пути решения проблем, построению истинной теории и определению границ ее применения. История науки свидетельствует, что путь к истине лежал через ошибки. Знание может быть как достоверным, когда истинность окончательно доказана и есть субъективная уверенность в этом, так и вероятностным, которое характеризуется как неполное, недостаточно обоснованное, и есть опасение, что наша уверенность не оправдается.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |