|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие материи, ее виды и уровни организацииМатериалистическая философия общей субстанцией, субстратом любых свойств, связей, отношений и форм движения считает материю (от лат. materіа – вещество). В материалистических учениях милетской школы в Древней Греции в ранг субстанции вводились конкретные формы вещества: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), которые образуют солнце, звезды, все другие тела и обусловливают вечную изменчивость мира. Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар допускали существование самых простых частиц – атомов, которые будучи несотворимыми и неуничтожимыми, находятся в непрерывном движении. В атомистической теории впервые был выдвинут в конкретно определенной форме принцип сохранения материи как принцип неделимости атомов. Из идеи сохранения и абсолютности материи неминуемо вытекало положение о вечности и бесконечности мира, о первичности материи относительно сознания человека, о закономерной обусловленности всех явлений в мире. В конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис механической картины мира и метафизического понимания материи. Радиоактивный распад атомов эмпириокритики истолковывали как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. Все это привело к разработке философского понятия материи, в отличие от конкретно-естественного, которое существовало до XIX столетия. Материя стала рассматриваться как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которую человек может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека. Следовательно, материя не сводится к каким-то определенным ее видам – частицам вещества, чувственно воспринимаемым телам и тому подобное. Материя охватывает все бесконечное многообразие различных объектов и систем природы, которые существуют и движутся в пространстве и времени, имеют неисчерпаемое разнообразие свойств. Для каждого материального образования существовать – значит быть объективной реальностью относительно других тел, находиться с ними в объективных связях и взаимодействии, быть элементом общего процесса изменения, развития материи. В истории философии и естествознания развивались два аспекта, две точки зрения на понимание материи: философский и естественно-научный (физический). Естественно-научный аспект включает знание о физическом, структурном строении материи. Он исследуется отдельными конкретными науками, особенно физикой и химией. Философский аспект – это взгляд на материю как сущность – субстанцию, которая лежит в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Одним из универсальных, неотъемлемых свойств материи является ее структура, то есть расчлененность на качественно различные уровни ее организации. Ориентировочно выделяют такие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи: 1) система неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, Земля и другие планеты, Солнце и все звезды, Галактика и т. д.); 2) система живой природы (совокупность организмов, способных к самовоспроизведению с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации); 3) социально-организованная материя общество (человек, семья, различные коллективы, объединения и организации, партии, нации и государства, общество в целом). Структура материи характеризует ее состояние с точки зрения прерывности и непрерывности. Материя прерывна, поскольку существует в виде множества отдельных структурных систем. Одновременно она непрерывна, ибо пространство между материальными структурными системами, то есть между всеми частицами и телами не является абсолютной пустотой, а содержит в себе материальные поля: гравитационные, электромагнитные, ядерные и другие. Вещество и поле – качественно различные виды материи и отличаются один от другого массой покоя (частицы вещества имеют массу покоя, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют), закономерностями движения, степенью проницаемости, а степенью концентрации массы и энергии. Кроме того, вещество и поле различаются и как корпускулярная и волновая сущность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |