|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные характеристики классической и неклассической философииВо второй половинеХІХвека постепенно намечается, а на рубеже ХХ века начинает осуществляться переход к новой неклассической науке, изменяются принципы, образцы, парадигмы философствования. Если философы XVII–XVIII вв. верили, что с ликвидацией феодальных общественных отношений установится царство разума, справедливости, и равенства между людьми, то капиталистическая действительность опровергла эти иллюзии. Философия XIX века отказывается от достижений предыдущей философии, заявляет, что во всем опыте человечества проявляется бессилие разума; она становится на позиции иррационализма. Противоречия современной философской парадигмы состоят в том, что в ней находят отражение следующие характеристики классической и неклассической философии. І. Классическая философия характеризуется следующими чертами: ▪ рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм ХVІІ–ХVІІІ вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности; ▪ сциентизм (от лат. scientia – наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии для ориентации человека в мире. Сциентистская ориентация проявляется в некритическом применении в гуманитарных науках (в частности общественных) внешних форм и методов организации знания, свойственных естественным и точным наукам, отрицании сугубо философских проблем, лишенных познавательного опыта; признании действительно научными лишь математических и конкретных естественнонаучных знаний. К классическому типу философии можно отнести такие течения, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, неотомизм, марксизм и др. ІІ. Неклассическая философия характеризуется следующими чертами: ▪ Иррационализм – ряд течений в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто не относящиеся к разуму – волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое “озарение”, воображение, инстинкт, бессознательное; ▪ антисциентизм – утверждение принципиального ограничения науки в решении проблем человеческого существования, ориентация на негативные последствия научно-технического прогресса (разрушение природной среды, создание оружия массового истребления, толкование науки как «дегуманизованной силы», которая является источником трагического человеческого существования). К неклассическому типу философии относятся философия жизни, экзистенциализм, феноменология, персонализм, постмодернизм и др.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |