АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пространство и время – формы бытия материи

Читайте также:
  1. B15 (высокий уровень, время – 10 мин)
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. Can (прош. время could)
  4. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  5. III. Новое время
  6. III. Требования охраны труда во время работы
  7. IV. Формы контроля
  8. IV. Формы контроля
  9. V. Удивительные события
  10. V. Формы контроля
  11. VII Формы текущего и итогового контроля
  12. VII. Новые формы российского предпринимательства

Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи.

Пространство и время существуют объективно и независимо от сознания, но вовсе не от материи.

Философское содержание представлений о пространстве испытало длительную и противоречивую эволюцию. Некоторые древние философы рассматривали пространство как однородную, нескончаемую, неподвижную пустоту, заполненную атомами, субстанциями (Демокрит, Эпикур). В науке Нового времени пространство представляли однородной и нескончаемой протяжностью. Классическая механика Ньютона привела к отрыву пространства от материи, движения и времени. В ньютоновской концепции пространству и времени приписывались некоторые субстанциональные признаки – абсолютная самостоятельность и самодостаточность существования; в то же время пространство и время рассматривались как пустота, субстанции, в которых возникают все тела.

В религиозных и объективно-идеалистических концепциях пространство и время трактовали как созданные вместе с материей Богом или абсолютным духом. Для субъективно-идеалистических концепций были характерны эклектицизм и внутренне противоречивые толкования пространства и времени как априорных форм чувственного созерцания (Кант) или как форм упорядочивания комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей (Беркли, Мах, позитивизм).

Пространство - это форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства тесно связано со структурой материи, ее способностью делиться на части.

Время – форма бытия материи, которая выявляет длительность ее существования, последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем. Понятие времени неразрывно связано с движением (сменяемостью) материи.

Исторически сложились два подхода к пространству и времени:

1) субстанциальный: п ространство – это чистая протяженность, а время – чистая длительность, в которые будто то «погружены», «размещены» материальные объекты (Демокрит, Ньютон и классическая физика в целом);

2) реляционный (от лат. relativus – относительный): пространство выявляет сосуществование объектов, время – последовательность их состояний (Аристотель, Лейбниц и др.).

Реляционная концепция в философском плане была воспринята и развита диалектическим материализмом, а в естественно-научном плане – релятивистской физикой; в наше время она наиболее полно отвечает уровню развития естествознания.

Существуют две концепции времени:

1) динамическая: существуют события только настоящего времени, прошедшего бытия нет: будущие события не существуют вообще, есть только их предпосылки;

2) статическая: не существует деления на прошлое, настоящее, будущее; все они существуют реально одновременно; разница между ними обусловлена не объективными характеристиками, а свойствами нашего сознания.

К общим свойствам пространства и времени относятся:

▪ объективность и независимость от сознания человека;

▪ их абсолютность как атрибутов материи;

▪ неразрывная связь времени и пространства между собой, а также с движением материи;

▪ зависимость от структурных связей и процессов развития в материальных системах;

▪ единство прерывности и непрерывности в их структуре;

▪ количественная и качественная бесконечность.

Кроме того, различают метрические (то есть связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени. К специфическим (локальным) свойствам пространства относятся его трехмерность, симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, место, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы каждой системы. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направленно всегда к будущему. Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел с момента их возникновения до перехода в качественно другие формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

 

5. Сознание – высшая форма отражения действительности .

Способность человеческого мозга отображать действительность – это результат длительного развития высокоорганизованной материи. Всей материи присуще свойство отражения. Первый уровень – это отражение в неживой природе, это механическое, физическое и химическое отражение. Второй уровень – это отражение в живой природе. Материальным носителем этого уровня отражения являются живые организмы, белковые сочетания – это раздражимость, ощущение, восприятие, представление. Третий уровень – это социальное отражение посредством человеческого сознания, которое является функцией головного мозга.

Ощущения человека носят осознанный характер, являются субъективным образом объективного мира. Они субъективны по своей форме, то есть прежде всего зависят от строения органов чувств и состояния организма. Вместе с тем в них есть объективное содержание, которое не зависит ни от структуры органов чувств, ни от состояния организма и его сознания.

Сознание человека возникло и развивается в тесной взаимосвязи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга под воздействием трудовой деятельности, общественного отношения, общения.

В противовес идеалистическим взглядам материализм исходит из того, что сознание является функцией человеческого мозга, сущность которой заключается в активном целенаправленном отражении действительности. Сознание – свойственный человеку способ отношения к миру посредством общественно созданной системы знаний, закрепленных в языке.

Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания:

▪ во-первых, все самые сложные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологическую основу;

▪ во-вторых, нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческого взаимоотношения под воздействием общественной среды и трудовой деятельности.

Трудности, связанные с выявлением сущности сознания, создают определенные предпосылки для существования вульгарного материализма, философской основой которого был метафизический материализм. С одной стороны, для него вообще характерна попытка представить сознание как общее свойство материи. Так, например, согласно пантеизму, Бог растворен в природе, он находится в ней как внутренняя целесообразность развития (Д. Бруно), а согласно гилозоизму, вся материя мыслит, ибо ей присуще свойство отражения (Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж. Рабине).

С другой стороны, метафизический материализм объясняет сознание как обычный физиологический процесс. Так, вульгарные материалисты утверждают, что мозг выделяет мысль, как печень – желчь, отстаивают материальность сознания (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Разновидностью вульгарного материализма является и бихевиоризм, который сводит сознание к поведению, отождествляет психику человека и животного, сводит психику к физиологическим реакциям. Не менее порочной является дуалистическая концепция психофизического параллелизма, согласно которой психические и материальные (физиологические) процессы представляют собой абсолютно разнородные сущности, между которыми лежит непроходимая грань (Вундт, Рибо).

Однако, сознание – это не особенная, отделенная от материи сущность. Созданный в голове человека образ предмета не сводится ни к самому материальному объекту, который находится вне субъекта, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозге и порождают этот образ. Мысль, сознание – реальны. Но это не объективная реальность, а нечто субъективное, идеальное.

Сознание есть субъективный образ объективного мира Предмет в сознании человека – это образ, а реальная вещь – его прообраз. Сознание невозможно без познавательного отношения человека к объективному миру.

 

6. Качественные особенности сознания. Сознание и язык.

В сознании субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны. Как идеальное бытие сознание по своей природе субъективно.

Во-первых, оно принадлежит субъекту, человеку или социальной группе и зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта человека, уровня исторического развития, знаний человечества, – то есть по содержанию оно различается у каждого человека.

Во-вторых, оно субъективно в том отношении, что отражает действительность относительно, более-менее верно, но не полно. Оригинал всегда богаче копии, – то есть мысль о предмете не охватывает его полностью.

Субъективность сознания проявляется также и в том, что в образы об объектах субъект добавляет, привносит что-то свое, субъективное предположение. Примером такой субъективности может быть художественное творчество: один и тот же ландшафт различные художники изображают по-разному в зависимости от субъективного мировосприятия и мастерства.

Однако субъективность сознания нельзя абсолютизировать, поскольку, хотя по форме сознание субъективно, но по содержанию – объективно.

Во-первых, содержанием сознания выступает объективная реальность, которую оно отображает.

Во-вторых, сознание объективно и потому, что сознание всех людей, кроме моего собственного, находится вне меня и существует независимо от меня, то есть объективно. По этой причине мы можем изучать сознание, как и всякое другое явление природы, объективными методами, которые применяют физиология и психология.

В-третьих, сознание объективно в том отношении, что оно, проявляясь в языке, в действиях людей, становится доступным для других людей.

Социальная обусловленность возникновения и развития сознания довольно глубоко обоснована в произведении Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труд как целесообразная деятельность является основным условием всей человеческой жизни и формирования сознания. Труд создал человека. Сознание могло возникнуть только как функция сложноорганизованного мозга. Под влиянием трудовой деятельности в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека, все более точным и тонким становилось осязание, слух, более проницательным – зрение.

В результате общественно-трудовой деятельности людей возникает и развивается не только сознание, но и его материальная формачленораздельная речь. «Сначала труд, – писал Энгельс, – а затем вместе с ним и членораздельная речь стали двумя самыми главными стимулами, под воздействием которых мозг обезьяны постепенно превратился в мозг человека».

К биологическим предпосылкам происхождения сознанияотносятся:

▪ телесная организация (прямохождение, развитие передних конечностей);

▪ головной мозг, развитая нервная система;

▪ первая сигнальная система высших животных;

▪ стадная форма обитания человекообразных обезьян.

Социальные основы происхождения сознаниясоставляют труд, трудовой процесс, язык и общение. Сознание и язык едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а речь определяет ее и выражает мысли. Благодаря языку сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества.

Неразрывная связь мышления и языка проявляется в разнообразных явлениях.

▪ развиваясь на сознательного отражения явлений объективного мира в человеческом мозге, мышление не существует без материальной основы, а именно языка, обозначенного в словах; слова и их сочетания – это основные элементы членораздельной речи;

▪ с самого начала своего существования язык служил средством передачи социальной информации, средством общения людей;

▪ речь выступает орудием их мышления, ведб у же в тот момент, когда в голове человека мысль только начинает формироваться, это уже происходит в форме словесных образов;

▪ благодаря языку человечество сохраняет и накапливает плоды познавательной деятельности, которые в печатном, письменном виде передаются от одного поколения к второму, то есть язык оказывается главным орудием социальной памяти.

Важной стороной сознания выступает самосознание. Отражая объективную реальность, человек осознает не только этот процесс, а и самого себя как существо, которое чувствует и мыслит, свои идеалы, моральные позиции.

Сознание характеризуется активно-творческим отношением к внешнему миру, к самому себе, к человеческой деятельности. Под активностью сознания имеется в виду его избирательность и целенаправленность, которая проявляется в формировании новых идей, в актах продуктивного представления, в управлении практической деятельностью. Активность сознания проявляется в том, что человек отражает внешний мир целенаправленно, выборочно. Действительность воспроизводится в сознании человека не в зеркально-мертвом, а в творчески-преобразованном виде.

Сознание может создавать образы, которые опережают действительность. Оно имеет способность предвидения. Целеполагание, то есть предвидение того «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия – непременное условие любого осмысленного поступка.

Сознание выполняет такие функции: познавательную, регулятивную, прогностическую, конструктивно-творческую, аксиологическую.

Проблемно-поисковые задания

1. Как соотносятся понятия «бытие», «субстанция», «мир человека»? Чем различаются бытие мира и бытие человека?

2. Какие из определений материи являются философскими:

а) материя – это все то, что имеет массу и энергию;

б) материя – это все то, что состоит из атомов;

в) материя – это вещество, поле, вакуум;

г) материя – это категория для обозначения объективной реальности;

д) материя – это инобытие абсолютной идеи;

е) материя – это субстанция, первооснова всего существующего?

3. Каким философским направлениям отвечают данные суждения:

а) движение – способ существования материи;

б) движение – это чистая энергия;

в) движение – смена наших ощущений;

г) движение – это перемещение тела в пространстве и времени;

д) движение – это изменение вообще;

е) движение – это развитие идеи как самостоятельной сущности.

4. Назовите основные формы движения. Считаете ли Вы возможным выделение других форм движения, пересмотр существующей классификации?

5. В чем состоит единство прерывности и непрерывности пространства и времени? Приведите примеры.

6. Назовите философские и физические свойства пространства и времени. Покажите их общие черты и отличия. Почему пространство имеет обратимый характер, а время – необратимый?

7. Почему сознание является субъективным образом объективного мира? Как Вы это понимаете?

8. Что означает: сознание объективно по содержанию и субъективно по форме? Приведите примеры.

9. В чем проявляется творческая активность сознания? Какие функции выполняет сознание? Приведите примеры.

10. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий: бытие, время, вульгарный материализм, гилозоизм, движение, динамическая концепция времени, длительность времени, дуализм, единство прерывности и непрерывности материи, монизм, необратимость времени, объективность пространства и времени, плюрализм, пространство, протяженность пространства, психофизический параллелизм, реляционный подход, сознание, статическая концепция времени, субстанция, субстанциальный подход,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)