|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы общественного сознания – типы отражения социального бытияОбщественное бытие представляет собой реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры. Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). В сознании выделяют два уровня – идеологию и общественную психологию. Материальные экономические отношения, социальные условия существования людей, их повседневная деятельность и нагромождаемый опыт отражаются в человеческой психике в виде чувств, настроений, мнений, побуждений, привычек, их называют общественной психологией. Если общественная психология формируется непосредственно в процессе повседневной жизнедеятельности людей, их взаимного общения, то идеология – это система взглядов и идей, прямо или опосредованно отражающая экономические и социальные особенности общества, проявляющая положение, интересы и мысли определенного общественного класса и направленная на сохранение или изменение существующего общественного строя. Индивидуальное сознание – это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определеннуюструктуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними. К формам общественного сознания относятся: ▪ Политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества. Оно включает в себя политическую идеологию и психологию. Политическая идеология находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, национальных группировок. Политическая психология включает в себя, главным образом, чувства, настроения, эмоции, поведенческие установки той или иной социальной группы или общества в целом в ходе реализации политических целей и задач. ▪ Правовое сознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе. Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом. Правовая идеология являетсясистематизированным теоретическим выражением правосознания класса,то есть его взглядов на природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений по вопросам законодательства, суда, прокуратуры. Ее цель – защита или утверждение правового порядка, который отвечает интересам этого класса. ▪ В отличие от правового и политического моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль (лат.: moralis – нравственный, mores – нравы) – это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия. Мораль– предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. «Мораль» – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо). Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения заставит человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения. ▪ Религиозное сознание – одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. такого начала, которое находится за чертой «естественного», недоступного пониманию человека. Основной признак религии – вера в сверхъестественное – Бога. Французский социолог Эмиль Дюркгейм отмечал, что религия – это один из социальных институтов, который возник для удовлетворения определенных социальных потребностей. Смысл и предназначение религии, по его мнению, состоит в культивировании социальных чувств и представлений, ритуалов и культовых действий. Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал взаимовлияние религии и других форм общественного сознания, обусловленность экономического поведения человека его религиозными воззрениями. Религия, согласно Веберу, составляет основу системы ценностей и норм, которые придают смысл и значение поведению и способу мышления каждого индивида, каждой социальной группы и тем самым способствуют индивидуальной самореализации. Религия выполняет следующие функции: иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, коммуникативную, интеграционную, регулятивную и др. Структуру религии составляют: 1) религиозное сознание, включающее религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации) и религиозную психологию (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей); 2) религиозные чувства, которые направляют эмоциональное отношение людей к созданным ими представлениям о сверхъестественных силах как о реальных; 3) религиозный культ − совокупность символических действий, при помощи которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественные объекты. К культу относятся обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы. Существуют культовые сооружения (храмы, соборы), предметы культа (посуда, одежда, реликвии), культовые книги и т. п.; 4) религиозные организации, представляющие собойобъединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Религиозные организации выполняют различные функции: удовлетворение религиозных потребностей верующих; регулирование культовой деятельности; разработка и пропаганда вероучений. Они выполняют также и нерелигиозные функции – политические, правовые и т. п. ▪ Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. Основная его особенность состоит в эмоционально-ценностном восприятии действительности с позиций комического и трагического, прекрасного и безобразного, величественного и низменного. Важнейшей частью эстетического сознания выступает искусство. Искусство –это эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества – особого вида человеческой деятельности, которая отображает действительность в конкретно-чувственных образах в соответствии с определенными эстетическими идеалами. Искусство выполняет следующие функции: социально-преобразующую, компенсаторную, познавательно-эвристическую, художественно-концептуальную, опережающую (функцию предвидения), информационную, коммуникативную, воспитательную, поучительную, эстетическую, гедонистическую. Гедонистическая функция искусства вытекает из того, что искусство – это сфера свободы, искусного владения эстетическим богатством мира, который дает наслаждение, вызывает восторг. В целом же, сущностной целью искусства является социализация личности и утверждение ее самоценности. Все рассмотренные выше формы общественного сознания, а также различные отрасли естествознания участвуют в формировании мировоззрения людей. Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Каждый индивид на всем протяжении своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания ощущает влияние общественного сознания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |