|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экзистенциальные категории человеческого бытияСамоценное значение человеческой жизни, ее нравственная оправданностьраскрывается с помощью понятия «смысл жизни». Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия» (смысл – от «с-мысл», т. е. «быть с мыслью»), которая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой. √ «Смысл жизни» следует отличать от «объяснения жизни», поскольку в объяснении устанавливаются причины происходящего и достигается понимание жизни. В «смысле жизни» отражается образ не реально случившейся и осуществляющейся, но должной жизни. Смысл жизни заключается в воплощении человеком идеала во всем разнообразии своих отношений с другими людьми, с отечеством и с миром. Ценность и смысл жизни – в самой жизни, в связи с чем человек способен перестраивать мир на основах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и наполняет смыслом человеческое существование. Жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла; смысл жизни заключается в осознании человеком своего назначения, «самооправдании» своей жизнедеятельности. Он содержит в себе цели, идеалы, установки, умонастроение и линии поведения человека. Выбирая поступок, тот или иной вариант поведения, личность выбирает себя. Она строит себя, создает свой духовный облик. Бытие, состоящее из множества актов выбора, собственно и есть жизнь личности, или сама личность, взятая в динамике, в движении. Таким образом, вместе со свободой возникает ответственность. Прежде всего ответственность за себя, за свою судьбу. Человеческое бытие характеризуется тем, что можно назвать «тревогой» (Ж.-П. Сартр), «заботой» (М. Хайдеггер) или «тяжестью» (Н. Бердяев). Названные понятия говорят о том, что жизнь человека невозможна без груза ответственности: за себя, за близких, за свою страну и, в пределе – за человечество в целом. √ Одиночество – одна из экзистенциальных категорий человеческого бытия. Имеется в виду одиночество, связанное с самостоятельностью человека, с самобытностью его «Я», с актом собственного выбора, т. е. экзистенциальное одиночество. Экзистенциальное одиночество следует отличать от одиночества социального. Последнее обусловлено социальными факторами. Оно может быть связано с несовершенством общества, с равнодушием людей. По тем или иным причинам человек оказывается в изоляции от общественной жизни, теряет друзей, лишается нормального круга общения. Социальным одиночеством является так называемое «одиночество в толпе». Массовый характер современного общества принуждает человека к непрерывному общению, однако в большинстве случаев общение носит формальный характер: люди остаются замкнутыми в себе. Дело в том, что в современном обществе человек во многом подчинен выполняемым им социальным функциям. Ему вообще грозит превращение в некоторую социальную функцию, вытекающую из его служебных и иных обязанностей. Выполняя функцию, человек волей-неволей надевает на себя защитную маску. Он скрывает свое внутреннее «Я». Но жизнь только лишь как функционирование калечит духовный мир: человек становится «одномерным человеком», по выражению Г. Маркузе. Из духовного мира «одномерного человека» выпадают богатство и полнота бытия. Он суживает свой внутренний мир до крайне ограниченного круга интересов. В частности, жизнь такого человека может превратиться в бессмысленную гонку за потреблением все большего числа материальных благ. «Одиночество в толпе» преодолимо через умение наладить полноценное личностное общение хотя бы в узком кругу друзей и близких, через открытость самому себе, через расширение горизонта интересов. √ Одной из самых интимных форм отношений является любовь, которая выступает фундаментальной характеристикой (категорией) человеческого бытия. Любовь многообразна: эротическая (стремление к красоте и силе), любовь агапэ (любовь одаряющая, милосердная и сострадательная), каритативная (каритас) – любовь как нежность; страстная (вожделение, стремление обладать. Эти виды любви могут существовать как раздельно, так и вместе, в составе конкретного проявления любви. Так, половая любовь может включать в себя все отмеченные виды любви, или сводится к одному или нескольким. Конечно, она немыслима без страсти, а также без эроса. Но в ней также может присутствовать и момент нежности (каритас), и моменты милосердия и сострадания (агапэ). Богатство проявлений половой любви делает ее роль абсолютно незаменимой для ощущения полноты и радости жизни. Любовь во всех случаях выступает способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального одиночества. Любовь соединяет, предполагает рассмотрение другого как части меня самого. Любовь – лучший из возможных, но не абсолютный способ преодоления одиночества. Любящий не может и не должен раствориться в любимом; он не может и не должен потерять свое лицо. Это означало бы не только утрату собственного «Я», но и поставило бы под угрозу саму любовь. √ Еще одной категорией, характеризующей человеческое бытие, является категория «творчество». Надо учесть, что способность быть человеком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Человеческие способности потенциально безграничны. Это значит, что человек есть универсальное существо. Он открыт для новых свершений и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими. Принципиальная безграничность человека лежит в основе динамики его бытия. Следовательно, творчество выступает наиболее адекватной формой существования человеческого в человеке. Творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индивидуально-личностно. В творчестве происходит саморазвитие человека, расширение и обогащение его духовного мира. √ В рамках морального восприятия мира выработано понимание свободы как самообладания. Воля трактуется как свободная через обуздание произвола. В сфере права это – подчинение личности воле общей свободы, что проявляется в общественной дисциплине, которая в свою очередь поддерживается государственным законодательством. В сфере морали это – приведение личной свободы в соответствие с долгом. Образно это выражено в английской пословице «Свобода человека ограничена кончиком чужого носа»; в ней речь идет о свободе вообще: свобода одного человека ограничена свободой другого. В морали такая правовая формула переосмысливается как личная нравственная задача: «Я ограничиваю собственный произвол, выполняя свой долг: соблюдая права других, не допуская несправедливости относительно других, содействуя их благу». Свобода представляет собойвозможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на осознание объективной необходимости. Поскольку свобода является неограниченной по своей сути, она должна предусматривать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все, что они делают и позволяют делать другим. Основные аспекты свободы личности: 1) экономическая: предусматривает не только свободу от эксплуатации, но и свободу принятия экономических решений и действий; 2) политическая: общее и равное избирательное право, прямое участие в управлении общественными делами, возможность объединяться в политические партии, движения; 3) духовная: свободный выбор мировоззрения, идеологии, системы моральных ценностей; свобода совести. Свобода заключается не в независимости личности от объективной необходимости, а в ее умении принимать решения с учетом имеющегося знания. Для личности, которая живет и действует в обществе, свобода состоит в праве делать все, что разрешено законами, которые выявляют познанную необходимость. Свобода личности не абсолютна, а относительна; этой относительностью обусловливаются все демократически ориентированные правовые документы, которые определяют границы свободы. Относительность свободы получает свое воплощение в ответственности личности перед другими людьми и перед обществом. Если свобода означает возможность выбора определенной формы действия в конкретной ситуации на основе необходимости, которую удалось познать, то ответственност ь – это способность личности принимать адекватное ситуации решение, предусматривать последствия своих действий и отвечать за них перед обществом. Причем зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем большая ответственность ложится на человека за использование этой свободы. Ответственность выступает мерой свободы. Таким образом, свобода – это осознанная необходимость свободного выбора и деятельность с учетом этой необходимости, а ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Эти категории приобретают особую значимость благодаря их диалектической взаимосвязи с категорией «собственность». √ Cобственность –сложное динамичное образование, которое выражается в продуктах материальной и духовной деятельности личности, влияет на ее общее состояние, определяет принципы и нормы ее жизнедеятельности, обеспечивает соответствующий уровень социальных благ в обществе, предопределяет соответствующую свободу в пределах общества, предоставляет личности уверенность в себе. От правильного распоряжения собственностью зависит ее производительность и польза, как для непосредственного владельца, так и для лиц, перед которыми он несет ответственность. Собственность предопределяет не только деятельность, но и быт, досуг – все процессы, связанные с жизнедеятельностью личности, и составляют ее суть Основными сущностными характеристиками собственности являются следующие: 1) собственность – основа деятельности личности, результат и основа динамичного развития последующей ценностно направленной деятельности индивида; 2) это регулятор взаимоотношения между личностью и обществом, субъективированная оценка объективного общественного процесса; 3) вариант отражения реальности, которая охватывает данный уровень возможностей индивида в реализации определенных ценностей; 4) система возможных альтернатив относительно реализации соответствующих замыслов, которые в конкретной ситуации наиболее полно отвечают возможностям личности. √ Качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности, нашло свое отражение в категории «толерантность». Толерантность выражается в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность и понимание на диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие. Толерантное принятие не тождественно снисходительности к Другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности Другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Толерантность как важный элемент культуры общения признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время абсолютизированная толерантность открывает путь произволу и насилию, так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека. √ В ряду философских категорий важное место занимает«совесть» как отражение способности человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самооценку собственных поступков. Совесть – это способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда ( осознания человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается автономной – не ориентированной на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. Совесть – это осознание моральной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Сознание человеком исполненности всех своих обязательств, реализации своих возможностей в конкретной ситуации чаще всего обозначается термином «чистая совесть», который имеет разные толкования в различных нормативно-ценностных контекстах, а именно: ▪ «чистая совесть» удостоверяет сознанию, сориентированному на авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, поэтому возникает чувство благополучия и безопасности в результате угождения авторитету. В таком случае чистая совесть выступает как следствие покорности и зависимости, а потому она порочна с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э. Фромм); ▪ сознание «чистой совести» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства. Такое самодовольное, лицемерное сознание по сути дела есть бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (И. Кант); ▪ муки совести знаменуют неприятие человеком себя; в осуждении себя состоит раскаяние или покаяние. √ Достоинство – это характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Достоинство тем выше, чем выше статус человека. Согласно Канту, достоинство человека определяется не его происхождением, богатством, образованием или социальным положением, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие от цены, не имеет эквивалента. Достойным признается индивид, который: а) соответствует представлению о высшем предназначении человека; б) заключает в себе образ Бога (в христианстве) или уважает другого как субъекта законодательствующей власти (в кантианстве); в) исполняет свои обязанности и отвечает разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях. √ Честь – понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях типа «честь имею», «для меня большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова честь воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе (сословно-групповом, локальном, профессиональном) или предполагаемыми по отношению к занимаемому человеком статусу. √ Справедливость – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном и непредубежденном, связанное с исторически изменчивыми представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость включает в себя требование соответствия между реальной значимостью индивидов (социальных групп) и их социальным статусом, между их правами и обязанностями, между деянием и расплатой, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. д. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость Справедливость требует уважать права другого человека, не посягать на чужую личность и ее собственность. Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не лги», «Не навреди», «Не притесняй чужих прав», которые в позитивной форме можно определить как требование уважения. Эти требования конкретизируются в разнообразных правилах, прежде всего – в этикете, который регулирует безличностные отношения между людьми. В этико-философской мысли сформировались две основных формы справедливости: √ распределительная, или дистрибутивная – распределение благ, имущества, почестей, а также тягот и обязанностей в зависимости от вклада в общее дело, т. е. с учетом достоинства лиц. При этом исторически выработались три принципа такой справедливости: ▪ «каждому – то же самое (всем поровну)»; в качестве уравнительного равенства был основополагающим началом первобытно-родовых отношений; ▪ «каждому – по заслугам»; является определяющим для современных обществ (заработная плата в зависимости от количества и качества труда, распределение наград в зависимости от боевых подвигов); ▪ «каждому – по потребностям» обращен в будущее, является приоритетным в социальных утопиях (например, коммунистической). √ уравнивающая, или ретрибутивная – распределение благ и зол в обществе без учета достоинств лиц. При этом возможны два типа общественных отношений: ▪ обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их действительной ценностью, ведь на рынке не важно, кто покупает, важно лишь то, сколько он платит; ▪ наказание, когда предстоит определить адекватную меру нанесенному в результате преступления ущербу. √ Конкретизация высшего блага как завершенного, самоценного, самодостаточного состояния жизни осуществляется с помощью понятия «счастье», которое воспринимается как общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Основные значения понятия «счастье»: – благосклонность судьбы, удавшаяся жизнь, везение; – состояние интенсивной радости; – обладание наивысшими благами; – общий положительный баланс жизни; чувство удовлетворения жизнью. Роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стали основой выделения в философии трех основных традиций: ♦ эпикурейская: нравственные добродетели воспринимаются как средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (гедонизм), в другом – пользой, успехом (утилитаризм), в третьем – с отсутствием страданий, безболием тела и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали; ♦ стоическая: счастье является следствием добродетели; нравственное совершенство человека не зависит от индивидуальной судьбы, конкретных обстоятельств жизни, оно совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; ♦ аристотелевская: нравственные добродетели – это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Она заложена Аристотелем, наиболее ярко представлена Гегелем. Счастье – вторая природа, выступающая как совершенная деятельность, деятельный разум, который воплощается в общественных привычках, нравах, институтах. Если основные моральные понятия отражают универсальные или общезначимые характеристики морали, то идея счастья имеет свою специфику: она указывает на нечто, присущее отдельному человеку. Счастье индивидуально, оно не является универсализуемым (это нечто, что получено мной, добыто, заслужено). Через понятие «счастье» фундаментальное содержание морали получает определенность личной жизненной цели. Вопрос о счастье – это не просто вопрос о том, как быть успешным, довольным или даже добродетельным, это прежде всего вопрос о том, в чем заключается успешная жизнь и к чему люди должны стремиться в первую очередь. Счастье – понятие морального сознания, состояние человека, которое соответствует внутренней удовлетворенности собственной жизнью, полноте и осознанности жизни. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |