|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СтруктурализмВозникновение структурализма связано с переходом гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Видные представители структурализма – К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж..Деррида, Ж. Лакан, Р. Барти др. Центральным в структурализме является понятие структуры, которое трактуется как субстанция и рассматривается как абстрактная идеальная модель. Структура – совокупность отношений, инвариантных при некоторых превращениях. При такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путем перестановки его элементов и проведения некоторых других симметричных превращений. Внимание переносится с элементов и их природных свойств на отношения между элементами и зависимые от них реляционные, то есть системоприобретенные, свойства (в структурализме это формулируется как методологический примат отношения между элементами в системе). Основные процедуры структурного метода: ▪ выделение первичного множества объектов, «массива», «корпуса»; ▪ дробление объектов на части, выяснение типичных пар; ▪ систематизация и построение абстрактной структуры; ▪ выведение из структуры теоретически возможных следствий и проверка их на практике. Характерная черта структурализма – желание за сознательным манипулированием знаками, словами, образами, символами выявить подсознательные глубинные структуры, скрытые механизмы знаковых систем. Объектом исследования структурализма является культура как совокупность знаковых систем, язык, наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет выявить скрытые закономерности, которым подсознательно подчиняется человек. Отрицая принцип философского субъективизма в трактовке человека и общества, Леви-Строс развивает концепцию «сверхрационализма» об установлении единства чувственных и рациональных оснований, которые потеряла современная европейская цивилизация. Гармонию этих первоначал Леви-Строс видит в первобытном мифологическом мышлении, которое сводит абстрактные, фундаментальные противоречия бытия (например, противоречие жизни и смерти) к конкретным чувственным образам. Такие явления европейской культуры, как религия, философия, социально-моралистические учения определяются, как считает Жак Деррида, «логоцентристскими установками», поскольку они опираются на «голос-логос» (слово, которое звучит), а также на фонетическое письмо с характерным для него расчленением знаковой формы и содержания (вне границ обозначенного). Условия преодоления европейской метафизики Деррида усматривает в поиске ее исторических истоков посредством аналитического расчленения («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в ней опорных понятий (прежде всего – понятия бытия), а также слою метафор, в которых нашли отражение следы предыдущих культурных эпох. Мишель Фуко предлагает создать особую дисциплину («археологию знания»), которая изучала бы исторически изменчивые системы интеллектуальных предпосылок познания и культуры на материале филологии, психологии, психиатрии. Согласно Фуко, эти предпосылки определяются главенствующим в культуре того или другого периода типом семиотического отношения, или отношения «слов» и «вещей». В «Археологии знания» главным предметом анализа становятся так называемые дискурсивные (языковые) практики, которые сосуществуют внутри одной эпистемы; их взаимодействия определяют как «слова», так и «вещи», то есть как средства культуры, так и ее объекты. В своей программной статье «Функция и поле речи и языка в психоанализе» Лакан ставит на место психической структуры Фрейда («Оно» – «Я» – «Сверх-Я») трехчленную схему «реальное – воображаемое – символическое», главный момент которой – взаимодействие воображаемого (источник субъективного иллюзорного синтеза) и символического (совокупность объективных механизмов языка и культуры). Лакан считает, что бессознательное структурировано, как язык. При этом бессознательное связывается у Лакана не с сексуальностью, а с историческими порядками культуры; языковые же знаки абсолютизируются в концепции Лакана как сила, которая обусловливает не только психику человека, но и его судьбу. Структуралисты выявляют структуру человека и истории, которая будет отображать противоречия между личностью и социальными структурами. При рассмотрении общественных явлений структурализм игнорирует человека, отрицает внутренние противоречия как источник развития и изменения структуры объектов. Человек, субъект или вообще выносится за пределы рассмотрения в структурализме, или трактуется как что-то зависимое от функционирования объективных условий. Доминантой в общественном умонастроении в конце 70-х годов ХХ ст. становится не поиск объективного знания, а эмоция и аффект, желание и шанс свободного развития, историческая динамика и «географические» перемещения объектов в социокультурном пространстве. Характерный признак этого, третьего этапа структурализма – размыкание структуры в контекст. Знание при этом трактуется как ячейка социальных и политических сил, как воплощение стратегий власти (формы, типы, специфика этих стратегий). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |