АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия метода и методологии научного исследования

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  4. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  5. VIII.1. Общие понятия обязательственного права
  6. Абстрактное речевое мышление, понятия, умозаключения.
  7. Алгоритм метода ветвей и границ
  8. Алгоритм проведения таксонометрического метода
  9. Базовые понятия предметного поля социальной информатики
  10. Базовые понятия языка Пролог
  11. Бальнеология. Понятия и определения
  12. Бухгалтерский учет: понятия, объекты учета, принципы, основные задачи и организация

5. Классификация методов познавательной деятельности.

6. Основные формы научного познания.

 

Цели и задачи занятия: обосновать методологические, теоретико-познавательные функции философии, раскрыть закономерности познавательного процесса; выявить особенности чувственного и рационального познания, обосновать их диалектическую взаимосвязь; раскрыть суть абсолютной и относительной истины, обосновать ограниченность догматизма и релятивизма; дать классификацию методов и форм познания, акцентируя внимание на диалектике познавательного процесса.

 

Основные понятия темы: абсолютная истина, аксиоматизация, анализ, восприятие, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, дедукция, догматизм, идеализация, идея, измерение, индукция, концепция, метод, методология, моделирование, наблюдение, относительная истина, ощущение, парадигма. познание, понятие, практика, представление, проблема, рациональное познание, релятивизм, синтез, сравнение, суждение, теория, умозаключение, факт, форма познания, формализация, чувственное познание, эксперимент.

 

1. Познаваемость мира и его законов. Роль практики в познании.

Наука, изучающая сущность знания, закономерности его функционирования и развития, носит название теории познания или гносеологии. Основной проблемой гносеологии является проблема отношения объекта познания – окружающего мира и субъекта познавательной деятельности – человека.

Основные положения и принципы философской теории познания сводятся к следующим:

1. Теория познания – это теория о закономерностях правильного отражения в сознании человека внешнего мира и его законов, это – высшая форма отражения действительности. Сам процесс отображения, осуществляемый в практической деятельности человека, представляет собой способность человеческого мозга воспроизводить в определенной идеальной форме и в известной степени полноты и точности существующие вне его объекты, их свойства, качества связи и отношения.

2. Такими идеальными формами, мыслительными образами являются понятия, суждения и умозаключения, которые выражаются в материальной оболочке – в словах, в языке, то есть в мозге человека формируются субъективные образы явлений и предметов внешнего мира.

3. Теория познания исходит с признания того, что источником отражения является объективно существующий материальный мир. Какие бы мысли не возникали в голове человека, они являются ни чем иным, как только образами материальных предметов, их свойств, связей и отношений, то есть имеют объективное содержание.

4. Познание – это сложный, диалектически противоречивый процесс постоянного воссоздания в сознании, в системе идеальных образов сущности предметов, процессов, явлений, включая человека и жизнь общества, а также изучения путей и цели самого процесса образования понятий.

5. Основу всего процесса познания составляют общественно-производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная, семейно-бытовая и другая практическая деятельность людей.

Познание возникает на основе практики и для потребностей практической деятельности человека. Вне практики и независимо от нее не может быть действительного, научного познания мира.

Практика –это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием усвоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая общую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Структура практики содержит в себе такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде ее отдельных актов, предмет, на который направлена деятельность, средства, посредством которых достигается цель и, наконец, результат деятельности.

Важнейшие виды практической деятельности таковы:

материально-производственная деятельность людей, связанная с созданием материальных благ для жизни людей;

социальная деятельность, отношение между классами, нациями, государствами, деятельность государства, политических партий, движений, деятельность в отрасли науки, искусства и т. п.;

научно-познавательная деятельность: в понятие практики входит также эксперимент (производственный, естественно-научный и социальный);

▪ деятельность людей в сфере семейной и бытовой жизни (хозяйственно-бытовая, воспитание детей, организация отдыха и т. п.).

Обязательным условием познания на основе практики выступают взаимодействия между субъектом и объектом. В теории познания диалектического материализма субъектом познания выступает не просто человек как биологическое существо, но и как существо социальное, находящееся в определенных отношениях с другими людьми. Человек может быть субъектом только как член общества, включенный в систему общественных отношений. Объектом познания на каждой исторической ступени развития общества выступает не вся материя, не вся объективная реальность, а только та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом в его практической деятельности.

Гносеологические функции практики:

Ö она связывает субъекта познания, то есть человека с объектом, с наличием того, что познается; практика выступает как источник всех знаний;

Ö само познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей;

Ö практика указывает человеку объект познания, она определяет строение, содержание и направление его развития;

Ö практика вооружает познание приборами, разным оборудованием и тем самым способствует успехам познания.

Практика выполняет в процессе познания исключительно важную роль, ведь практика: 1) основа научного познания; 2) исходный пункт познавательного процесса; 3) движущая сила развития познания; 4) критерий его истинности; 5) конечная цель.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)