|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемно-поисковые задания. 1. Выделите основные черты философии Возрождения1. Выделите основные черты философии Возрождения. 2. В чем состоит гуманизм и драма философии Возрождения? 3. «Salus populi suprema lex» (благо общества – высший закон). А как быть с интересами конкретного человека? 4. В чем суть натурфилософских идей Возрождения? Как они повлияли на развитие философии науки в дальнейшем? Обоснуйте свой ответ. 5. Почему социальные теории эпохи Возрождения подлучили характеристику утопических? 6. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:антропологизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, гражданское общество, гуманизм, естественное право, макиавеллизм, натурфилософия, пантеизм, природа, Ренессанс, скептицизм, эпоха Возрождения. 7. Прочитайте комментарии к работе Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости». С какими его идеями Вы согласны? Подготовьте эссе.
¨ Эразм не просто описал глупость как человеческое качество, а персонифицировал это свойство человеческой природы, вложив него отличный от привычного смысл. ¨ Композиционно «Похвальное слово Глупости» состоит из нескольких частей: в первой части Глупость репрезентирует сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой. Во второй части описываются всевозможные формы и виды Глупости, а в последней – говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью. ¨ В первой части Эразм словами Глупости доказывает власть последней над всей жизнью: «Но мало того, – говорит Глупость, что во мне вы обрели рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, – тоже мой дар… Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете хоть одного порядочного и приятного Бога, который обходился бы без моего содействия?». ¨ На фоне описания мудреца– «средневекового схоласта» Глупость выглядит вполне привлекательно. «Природа посмеивается свысока над всеми их (схоластов) догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство – их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают, будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности…». ¨ Человеческий рассудок – еще не весь человек. Если рассудок противопоставляет себя жизни (как это происходит в случае со схоластическим теоретизированием), значит, он является губителем жизни, в основе которой – стремление человека к счастью и радости. ¨ Эразмова «Мория», противостоящая средневековому псевдорационализму, есть ни что иное, как новый принцип жизни, выдвинутый гуманизмом: человек с его переживаниями, чувствами, страстями – вот тема, достойная рассмотрения. «Я наделяю моими дарами всех смертных без изъятия», – говорит Мория. Все люди имеют право на жизнь и все равны в этом своем праве. ¨ Во второй части Глупость условная начинает возмущаться настоящей глупостью. Здесь автор незаметно переходит от панегирика жизни к сатире на невежество и закостенелость общества, касаясь жизни всех социальных слоев. Особое внимание Эразм уделяет философам и богословам, монахам, священникам и кардиналам. ¨ Глупость, доказав свою власть над всем человечеством, отождествляет себя с самим истинным христианством, не с церковью. Согласно Глупости, «награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как своего рода помешательство». «Среди глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. они расточают свое мнение, не обращают внимание на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами». ¨ Что же это такое, если не помешательство? И кульминацией кульминации «глупости» является небесное счастье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жизни, но которое уже здесь на земле можно вкусить, по крайней мере, на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшедствием». ¨ В этом произведении выразились гуманистические взгляды Эразма Роттердамского. Резкая критика современных ему общественного порядка и доминирующих мировоззренческих установок и предлагаемый им выход из сложившейся ситуации –переосмысление жизненных ценностей и приоритетов на индивидуальном уровне без отказа от религии – являются типичными для гуманизма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |