|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как целостная система отношенийФилософским исследованием многогранных процессов жизни общества в их цельности занимается социальная философия, которая не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает ее нормы в качестве социального нормативного учения с учетом тенденций изменчивости. Общество в широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – это определенный этап человеческой истории (рабовладельческое, докапиталистическое, раннефеодальное общество и др.) или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм), например, индийское общество, советское общество и т. п. В ходе развития социальной философии постепенно выкристаллизовывались основные подходы к пониманию общества: Ö демографический подход: общество – популяция, множество, совокупность отдельных единиц; Ö групповой подход: общество состоит из целостных систем, в которых интегрированы отдельные цельные единицы-группы, основанные на внутренних взаимосвязях; Ö системный подход: общество – основанный на внутренних взаимосвязях порядок статусов и типичных для них ролей; Ö структурный подход: общество – целая сеть отношений между людьми, то есть уже не совокупность объектов, а совокупность форм, схем, способов отношений людей к самим себе и друг к другу; Ö активистский подход: общество – конгломерат взаимно сориентированных действий общественных единиц; Ö культурный подход: общество – это матрица распределенных между группами и коллективами значений, символов и правил, оказывающих влияние на действия людей, предопределяющих эти действия; Ö событийный подход: общество – непрерывно изменяющееся, колеблющееся поле, заполненное общественными событиями. Как специфическое образование общество возникло, развивается и функционирует на основе многогранных и разнообразных взаимосвязей между людьми и социальными сообществами – общественными отношениями, которые складываются в процессе их деятельности. Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них. Эти отношения охватывают все сферы общественной жизни и деятельности – экономическую, социально-политическую, духовную, культурно-бытовую. Общественные отношения являются отношениями индивидов как личностей, индивидуальностей и одновременно как представителей классовых, национальных, этнических, политических, религиозных социальных групп, к которым индивиды принадлежат в результате исторического разграничения и объединения интересов, потребностей, деятельности и труда. Среди разнообразных общественных отношений социальная философия выделяет, в первую очередь, отношения по вопросам собственности (отношения собственности); власти (властные отношения); социальных и культурных ценностей, морально-правовых норм и т. п. В соответствии с условиями разделения труда, форм собственности и типов власти общественные отношения могут рассматриваться в контексте альтернативы: антагонистические (конфликт между социальными группами, их противостояние) и неантагонистические (гармоничное сочетание социальных интересов, социальное согласие). В современной систематизации общественных отношений в качестве определяющего критерия выделяются разнообразные сферы общественной жизни: ▪ материальная (производственные, технологические отношения, обмен, распределение); ▪ социально-политическая (классовые, национальные, этнические, социально-групповые отношения); ▪ духовная (научные, моральные, религиозные, художественно-эстетические отношения); ▪ культурно-бытовая (родственно-семейные, приятельские, супружеские, бытовые и т. п.). Все они взаимосвязаны. В различных жизненных ситуациях определяющую роль играют различные группы общественных отношений. В общем социальном поле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу культурно мотивированные и обозначенные, структурно упорядоченные действия и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец, культуру, образующую, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения общество не «существует», а «формируется» заново, находится в состоянии постоянного становления (П. Штомпка). Исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид – это элементарная единица общества. Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования в общности выступает социальное взаимодействие, представляющее собой процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг друга. Механизм социального взаимодействия включает взаимодействующих индивидов, общественные изменения, влияние перемен на индивидов и обратную реакцию людей. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений Структуру социальной системы образуют индивидуумы, которые занимают определенные социальные позиции (статусы) и выполняют социальные функции (роли) в соответствии с принятой в обществе совокупностью норм и ценностей. В целом, социальная система может быть представлена в пяти основных аспектах: ▪ как целенаправленное взаимодействие отдельных личностей, каждая из которых имеет свои собственные мотивы и интересы и является носителем индивидуальных качеств; ▪ как социальное взаимодействие отдельных личностей, имеющее своим следствием формирование и становление социальных отношений и образование социальной группы; ▪ как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие обстоятельства, мотивы и интересы (город, деревня, трудовой коллектив и т. п.); ▪ как иерархия социальных позиций (статусов) и ролей личностей, которые включены в деятельность системы; ▪ как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности элементов данной системы. Каждый из аспектов связан с определенным понятием: первый –«индивидуальность», второй – «социальная группа», третий– «социальная общность», четвертый– «социальные организации», пятый – «социальный институт и культура».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |