|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и мировоззрениеСлово «философия» (греч. рhileo – люблю, sophia – мудрость) буквально означает любовь к мудрости. Осознание человеком сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости. Термин «философия» впервые встречается у античного философа и математика Пифагора (VІ в. до н. э.), который считал, что от философии рождаются три плода: дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо делать. Позднее Платон (V в. до н. э.) придает этому понятию новое значение: наука, изучающая мир в целом и место человека в этом мире. Философия зародилась приблизительно 2,5 тысячи лет тому назад в Индии, Китае, Греции в условиях разделения труда, разрушения традиционных связей и шаблонов поведения родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения. Мировоззрение представляет собой систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов, которые определяют как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В структуре мировоззрения выделяют такие элементы: мироощущение – эмоционально-психологический уровень; миропонимание – познавательно-интеллектуальный уровень; мироотношение – наличие в мировоззрении побуждений к активности. Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно-деятельностную установку человеческой жизнедеятельности. Разновидностью миропонимания является жизненно-повседневное и теоретическое мировоззрение. Жизненно-повседневное мировоззрение включает опыт, определенные навыки, суеверия, «память веков». Оно имеет стихийный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок, подвержено разнообразным влияниям; эмоции в нем превосходят разум. В отличие от него теоретическое мировоззрение – это более-менее систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение и осознание мира и места в нем человека вместе с жизненными позициями, определяющими деятельность человека. Мировоззрение принято классифицировать по различным признакам: ▪ в зависимости от носителей выделяют индивидуальное, коллективное, групповое, национальное, региональное мировоззрение; ▪ по уровню мироощущения и миропонимания мировоззрение может быть осознанным, неосознанным, частично осознанным, повседневным, научным, философским; ▪ в зависимости от исторических эпох оно может характеризоваться как архаичное, античное, средневековое, ренессансное, мировоззрение советских времен, а также мировоззрение периода независимости; ▪ по моральным и ценностным ориентациям различают эгоистичное мировоззрение, альтруистское, гуманистическое, антигуманистическое, циничное, шовинистическое и др.; ▪ по строению оно может быть целостным, фрагментарным, противоречивым, гармоничным, согласованным и т. п.; ▪ по степени адекватности восприятия действительности можно выделить мировоззрение реалистическое, фантастическое, искривленное, адекватное действительности и частично адекватное. Философия как таковая и есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одному ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, повседневное. Философия дает теоретическое решение вопросов мировоззрения с точки зрения взаимоотношения человека и мира, мышления и бытия, духовного и материального, формирует общий целостный взгляд на мир, на место человека в нем, исследует практическое, познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения к миру. Философия выступает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения
2. Предмет и функции философии. Первой исторической формой философского мышления была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное неделимое знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с естественными науками. Французский философ XVII в. Декарт сравнивал философию с деревом, корень которого – метафизика, а ветви – все другие науки. Такой широкий предмет философии оправдывался недостаточным развитием конкретных знаний. В античном мире философия была «наукой наук», но потом в ходе исторического развития от нее отпочковывались одна за другой специальные отрасли научных знаний – астрономия, физика, химия, биология, история и т. п. Разграничение между философией и специальными науками содействовало формированию специфического предмета философского исследования, своеобразного проблемного поля философствования. Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отображение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? В истории философии неоднократно осуществлялись попытки выделить основной вопрос философии, Он был в наиболее обобщенном виде сформулирован Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Согласно Энгельсу, основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания – к материи, природе. Основной вопрос философии имеет две стороны: ▪ Что является первичным – мышление или бытие, природа или дух? Что кого порождает и определяет, то есть, что чему предшествует: материальный мир сознанию или сознание – материальному миру? ▪ Познаваем ли мир? Как относятся наши знания об окружающем мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, дать верное отображение действительности? Другими словами: доступен или недоступен окружающий мир для познания? В зависимости от решения основного вопроса философии в истории философии выделяются две основных линии, два основных лагеря – материализм, считающий первичной природу, бытие, материю, и идеализм, который усматривает первооснову в духе, сознании. Различают объективный и субъективный идеализм. Представители объективного идеализма считают материю вторичной; первичными, на их взгляд, являются идеи, мировой разум, Бог. Первооснову объективные идеалисты видят в какой-то идеальной силе, которая существует объективно, вне, независимо от сознания субъекта. К объективным идеалистам относятся Платон, Фома Аквинский, Гегель и другие мыслители. Представители субъективного идеализма первичным считают сознание, то есть идеи, взгляды, ощущения субъекта. Субъективные идеалисты – Беркли, Юм, Мах, Авенариус и другие. Материалисты признают сознание свойством высокоорганизованной материи отображать действительность в идеальной форме, утверждают познаваемость мира. Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность постижения сущности вещей и закономерностей развития действительности. Отдельные идеалисты, признавая познаваемость мира, понимают под этим не отображение объективной реальности, а познание человеком «абсолютной идеи», мировой воли и т. п. (объективный идеализм) или познание самого человеческого сознания через анализ ощущений, понятий языка и т. п. (субъективный идеализм). В философии сложились два взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический. Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны, движутся, развиваются. Развитие понимается как качественное превращение одних вещей и явлений в другие, как уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития является внутренняя противоречивость, присущая всему миру, то есть признается самодвижение, саморазвитие природы и общества. Метафизический взгляд заключается в том, что предметы, явления рассматриваются без связи с другими; изменения воспринимаются только как увеличение или уменьшение одного и того же качества. Источником изменений метафизики считают внешний толчок или столкновение различных предметов, признают Бога – сверхъестественную силу. Философия выступает в двух ипостасях: во-первых, она представляет собой информацию о мире в целом и об отношении человека к этому миру; а, во-вторых, она выступает как комплекс принципов познания, как общий метод познавательной деятельности. Именно на этом основано выделение двух больших групп функций: І. Мировоззренческие: 1) гуманистическая, поскольку философия, хотя и не дает человеку вечности, однако помогает понять жизнь, найти её смысл и укрепить свой дух; 2) социально-аксиологическая, которая, в свою очередь, расчленяется на подфункции: конструктивно-ценностную (разработка представлений о ценностях и общественном идеале), интерпретационную (интерпретация социальной действительности и критика ее структур, состояния, тех или других социальных действий) и критическую (выявление и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них привносит новый этап развития мировой истории); 3) культурно-воспитательная; 4) объяснительно-информационная (выработка мировоззрения, отвечающего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным потребностям человека). ІІ. Методологические: 1) эвристическая, сущность которой заключается в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий; 2) координирующая, которая заключается в координации методов в процессе научного исследования; 3) интегрирующая, поскольку философия придает функционированию системы большую гармоничность и эффективность, повышает степень ее упорядоченности и организованности; 4) логико-гносеологическая, котораязаключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или других понятийных и теоретических структур научного знания.
3. Особенности и структура философского знания. Специфика философского мышления заключается в том, что оно имеет очень широкий уровень обобщения (категории, принципы), что выходит за пределы бытия и небытия. Второй важной чертой философского мышления выступает то, что оно является формой человеческого самоосмысления своего жизненного пути, жизненного выбора. Философское мышление может очерчивать действительность не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть. Философское мышление выступает одновременно как мышлением о реальности, так и мышлением о самом мышлении. Причем оно оказывается взаимосвязанным, логически последовательным, аргументированным и обоснованным. При этом философское мышление всегда пытается поставить и решить судьбоносные, абстрактные проблемы человеческого бытия. Кроме того, важной чертой философского мышления является то, что оно представляет собой рефлексию человека, то есть взгляд на себя со стороны, сквозь призму своих ценностей и интересов. Приведенные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и посредством философии человек заявляет о своем желании взять на себя ответственность за осознанное осуществление своей судьбы. В этом понимании философия для человека выступает как интеллектуальное прояснение своей жизненной ситуации, осмыслении стратегии и тактики своей самореализации. Все многообразие проблем философского мировоззрения может быть сведено к шести большим группам (онтологической, антропологической, аксиологической, гносеологической, логической и праксиологической), что позволяет выделить следующие аспекты философского знания. 1. Онтологический (греч. «ontos» – сущностное, «logos» – учение о бытии): философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия, как форма общественного сознания призвана дать человеку знания о мире и самом человеке в его бытии. 2. Антропологический: попытка выявить общечеловеческое в существовании людей служит самоосознанию человека и выявлению его собственного места в мире, его отличий от живой природы. 3. Аксиологический: исследование природы ценностей, их места в реальности, выявление структуры ценностного мира, то есть связей различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, а также со структурой личности. 4. Гносеологический аспект отображения предмета в теории заключается в том, что он отображается не зеркально, не как результат созерцательного восприятия действительности, а сквозь призму практически-деятельного отношения человека к миру и к самому себе. 5. Логический: результаты познавательного отношения к действительности, отображенные в содержании философского знания, фиксируются, обусловливают формирование понятийно-категориального аппарата философии, содержание этого аппарата, его структуру, эволюцию. 6. Праксиологический аспект заключается в осмыслении мотивов деятельности, основных средств достижения результата, прагматического соотношения цели и средств, в выявлении приемов активизации субъекта деятельности, исследовании условий эффективной и рациональной человеческой деятельности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |