|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Натурализм и гуманизм эпохи Возрождения
План 1. Отличительные черты философии Возрождения. 2. Антропологизм философии эпохи Возрождения. 3. Натурфилософские идеи в эпоху Возрождения 4. Социальные концепции в XIV-ХVII вв. Цели и задачи занятия: исследовать генезис мировой философии, акцентируя внимание на антропоцентризме философии эпохи Возрождения; проанализировать социокультурный контекст философствования, социальную обусловленность появления философских идей в эпоху Возрождения; показать место натурфилософии Возрождения в истории философии науки; раскрыть гуманистический потенциал философии XIV-ХVII вв. Основные понятия темы: антропологизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, гражданское общество, гуманизм, естественное право, макиавеллизм, натурфилософия, пантеизм, природа, Ренессанс, скептицизм, эпоха Возрождения. 1. Отличительные черты философии Возрождения. Эпоха Возрождения определяется как исторический процесс идейного и культурного развития, которое приходит на смену средневековью и предшествует периоду ранних буржуазных революций. В целом эпоха Возрождения начинается в XIV–XV вв. и завершается в XVI–XVII вв. Эпоха Возрождения (фр. – Ренессанс) является периодом преодоления предыдущей длительной стагнации (застоя) производительных сил. Это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, абсолютных монархий, эпоха глубоких социальных конфликтов. Философия эпохи Возрождения тесно связана с развитием естествознания, большими географическими открытиями, успехами в области медицины. Отличительными чертами философии Возрождения, антифеодальной в своей основе, является ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, «возрождение» античной традиции, античной культуры (отсюда и название), направленность против христианско-схоластической культуры средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и созданием новой системы ценностей, отвечающей зарождающейся буржуазной эпохе, был связан антропоцентризм. Центром мира провозглашался человек, которого считали частью природы, самым совершенным ее творением. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности новая, гуманистическая этика возвеличивала человеческую деятельность. «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо», – это высказывание стало лозунгом гуманистов; их взгляды пропитаны оптимизмом, верой в силу человеческой личности, в ее право на земные радости. Гуманистический характер (обращение к человечности, создание условий для достойной человека жизни) четко проявляется уже на первом, раннем этапе Ренессанса (ХІV–XV вв.) и сосредоточивается прежде всего в Италии. Позже, в XVI–XVII вв. Возрождение приобретает естественнонаучную ориентацию. 2. Антропологизм философии эпохи Возрождения. Философия в эпоху Возрождения возвращается к проблемам человеческого бытия. Антропологизм гуманистической философии означает, во-первых, первоочередное рассмотрение не проблем онтологии, а этических проблем; во-вторых, перестройку всей картины мира, переосмысление соотношения божественного и природного. Большое внимание гуманисты уделяют земным проблемам существования человека, его деятельности. Гуманисты основную цель философии усматривали не в противопоставлении божественного и естественного в человеке, а в раскрытии в нем гармонии духовных и материальных оснований. Философия в этот период постепенно отходит от выполнения роли служанки богословия; были отброшены церковные догмы и создано новое, рациональное, жизнеутверждающее мировоззрение. Так, Пьетро Помпонацци в трактате «О бессмертии души» утверждал, что все важнейшие проблемы должны рассматриваться в двух различных ракурсах – философском и религиозном. Мартин Лютер в «Богословских тезисах» подверг критике официальную католическую доктрину. Выдвигая тезис о «всеобщем священстве», он по сути отрицал необходимость духовенства. Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав ее содержание близким и более понятным основной массе верующих. По-новому переосмысливалось античное наследие. Особенно получили распространение идеи пантеизма, которые использовались в борьбе со схоластикой. Пантеизм (все Бог) – философско-религиозное учение, согласно которому Бог является безличным началом, растворенным во всей природе, тождественным с ней или с ее субстанцией. Пантеист Томас Мюнцер считал, что вера – это пробуждение разума человека. Не существует потустороннего ада, наказания, все нужно искать в земной жизни. Пантеистической является и философия Николая Кузанского: он утверждал, что «Бог во всех вещах, как все они в нём». Писатель-сатирик Эразм Роттердамский в своем произведении «Похвала Глупости» внедряет идею распространения образования как средства для исправления всех социальных несовершенств. Он высмеивает недостатки феодального общества, о которых, по его мнению, заботится «царица Глупость». Роттердамский выступает за миролюбивые отношения между народами. В произведении «Жалоба Мира» он утверждает, что в войне заинтересованы только те, «чье подлое благосостояние зависит от человеческого горя». С призывом к веротерпимости выступил французский философ Мишель Монтень. Его философии был присущ скептицизм. Меняются люди, говорил он, а с ними изменяются и взгляды. Ощущения – главный источник наших знаний, они лицемерны и недостоверны. Скептицизм Монтеня направлен против средневековой схоластики. но распространяется также и на политическую сферу. Он выступает против революционных нововведений, за соблюдение законов, сочувствует бедным. Его идеалом является человек, свободный от феодально-сословных цепей, религиозного притеснения, идейной и политической диктатуры церкви. Философские труды Пьера Шаррона «О мудрости», «Краткий трактат о мудрости» посвящены анализу человеческой психики, правил познания и основных моментов права как учения о взаимоотношениях людей. Шаррон считал, что человек суетлив и слаб, он похож на животное. В то же время человек существо гордое и спесивое, он может подчиняться голосу истинной морали. Истинная мораль проистекает из природы, а не из религии. Следование природе и «здравый смысл» Шаррон истолковывает как «наслаждение». Таким образом, философская мысль эпохи Возрождения постепенно отходит от схоластики и все в большей степени приближается к познанию человека, его способностей, потребностей, поступков.
3. Натурфилософские идеи в эпоху Возрождения. Одним из главных завоеваний философской мысли было развитие натурфилософии (Н. Кузанский, Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Телезио). Натурфилософия (от лат.: natura – природа) – система умозрительных и временами фантастических представлений о природе. Представители натурфилософии того времени развили ряд глубоких материалистических и диалектических идей: Дж. Бруно, например, выдвинул идею о бесконечности природы и неисчислимости миров, входящих в ее состав, Николай Кузанский – о совпадении противоположностей вбезгранично большом и бесконечно малом. Николай Кузанский считал, что Вселенная бесконечна, что Земля не является центром мира, а подобна другим планетам. Выдающийся астроном и математик своего времени, он составил первую географическую карту Центральной и Восточной Европы. Познание высших истин достигается не путем схоластических размышлений, а на основании опыта. Значительным научным открытием, содействующим освобождению естествознания из-под власти религии, стало создание выдающимся польским ученым Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. В своем труде «О вращении небесных сфер» он выдвинул и обосновал положение о том, что центром мира является не Земля, а Солнце; что Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. В 1600 г. в Риме по приговору инквизиции был сожжен на костре мужественный ученый Джордано Бруно, который выдвинул смелую для того времени идею о бесконечности Вселенной и безграничном количестве миров, подобных нашей Солнечной системе, постоянно возникающих и гаснущих. Он утверждал материальное единство мира и объективность его законов. Дж. Бруно был противником подчинения знания вере. Он выступал против теории «двойственности истины» и считал истинной только науку. Материалистическое и атеистическое мировоззрение Бруно носило пантеистический характер. Основой мира он считал единую материальную субстанцию, наделенную творческой силой. Природа для него – это «Бог» в предметах. Задача философии – познание единой субстанции как причины, начала всех природных явлений. Согласно теории познания Бруно, существуют три степени постижения истины: «ощущение, разум и интеллект». Галилео Галилей предложил идею материальной субстанции как единственного неизменного основания природы, которая имеет структуру и требует для своего описания исключительно механико-математических средств (фигуры, числа, движения). Так называемые вторичные качества (вкус, запах, цвет) не имеют субстанции, ненаучны. В гносеологии ученый развивал идею безграничности познания природы. Подвергая критике теологию и суеверия, Леонардо да Винчи утверждал, что все явления природы подчиняются объективному закону необходимости. Он выступал против теории «двойственной истины», утверждая, что истина одна и принадлежит она не религии, а науке. Леонардо да Винчи пытался соединить эмпиризм и рационализм; опираясь на опыт, устанавливать причинную связь явлений природы. Бернардино Телезио, пропагандируя исследовательское изучение природы, отмечал, что объективно существует вечная и неизменная материя, однородная, несотворимая и неуничтожимая. В эпоху Возрождения в противовес теологическому толкованию явлений природы, которое давала схоластика, на первый план выдвигались попытки их научного объяснения.
4. Социальные концепции в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения – это начало формирования нового типа производства, эпоха становления европейских наций. Социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху Возрождения, отобразились в социальных концепциях, которые презентовали общество как сумму изолированных индивидов. В этот период возникли социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла), проповедовавшие идеи равенства людей, ликвидации частной собственности, социально полезное применение достижений науки. Можно выделить три направления построения социальных концепций: ▪ концепции централизованного государства; ▪ теории природного права; ▪ утопические социалистические теории. Никколо Макиавелли отделяет политику от теологических представлений. По мнению Макиавелли, политика – это автономная часть человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в границах необходимости («фортуны»). Политику определяет не Бог, не мораль, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Мотивами политической деятельности, согласно Макиавелли, являются интересы, потребности, стремление к обогащению. Правитель нового типа не должен связывать себя правовыми предписаниями, нормами, религией или собственным словом. Термин «макиавеллизм» стал синонимом политики, в основу которой положен принцип «цель оправдывает средства». В эпоху Возрождения утверждалось, что право имеет человеческое происхождение, но, несмотря на это, оно необходимо, ибо его сущность вытекает из общей человеческой природы. Это так называемое «естественное» право. Этой концепции придерживался Гуго Гроций, который признавал существование Божьего права и права человеческого. В человеческом праве он различал гражданское и естественное право. Гражданское право возникает исторически и обусловлено политической ситуацией, а естественное право вытекает из природного характера человека и является предметом не истории, а философии. В эпоху Возрождения, связанную с первичным накоплением капитала, возникают теории, которые критически реагировали на социальную дифференциацию. В них нашли отражение идеи социального равенства людей. Эти теории получили название утопических. Термин «утопия» (несуществующее место) происходит от названия фантастического острова из одноименного произведения (1516 г.) английского философа Томаса Мора, где будто бы был создан идеальный общественный строй. В дальнейшем термин «утопия» был распространен на все научно необоснованные проекты идеального общественного строя. Корень зла Мор видел в частной собственности. Он утверждал, что государство – это заговор богатеев ради притеснения простого народа. Идеалом общественного устройства для Мора были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, которое гарантирует справедливое и равное распределение общественного богатства. Томмазо Кампанелла в своем труде «Город Солнца» тоже выдвинул идею равенства людей, выступал против частной собственности, против деления на богатых и бедных. Новое общество строилось на основании коллективного труда, который является наиболее почетным делом. Цель «Города Солнца» – земное благополучие, благосостояние его жителей («солярийцев) и развитие культуры. Таким образом, в этих первых социалистических утопиях провозглашены требования полного равенства, благосостояния, мира, развития духовных сил человечества. В целом, философская мысль эпохи Возрождения отошла от схоластики и приблизилась к познанию человека, его поступков, потребностей и устремлений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |