|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЫВОДЫ К МОДУЛЮ І♦ Как одна из ранних сфер духовной культуры философия зародилась в VІ – VІ вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции. ♦ Философия выполняет функции: – мировоззренческие: гуманистическую, социально-аксиологическую (конструктивно-ценностную, интерпретаторскую и критическую), культурно-воспитательную, объяснительно-информационную; – методологические: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую. ♦ Философы Древней Индии и Китая осмысливали субстанциональные основы бытия и пути избавления человека от страданий за счет возвышения духовности, освобождения духа от пут телесности. Ортодоксальные школы (миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика и др.) развивали идеи Вед и Упанишад, а в рамках неортодоксальных школ (джайнизм, буддизм и др.) формулировались материалистические и атеистические представления о мире и месте человека в нем. Философами Древнего Китая разрабатывались этико-политические учения (конфуцианство, даосизм, фацзя и др.). Именно в силу такой специфики философствования философия Древнего Востока составила сокровищницу мировой философии и остается значимой и в современном мире. ♦ Античная философия имеет определенные общие черты: 1) космологическо-онтологический характер; 2) существование теоретико-познавательной этической проблематики в границах онтологической; 3) осознание человеческой деятельности лишь как активного перемещения, перегруппирования природных вещей; 4) поиски таких форм бытия, которые наилучшим образом отвечали бы естественной целесообразности. ♦ В античности формулируется классическое представление о метафизическом (безусловном, беспредпосылочном) характере философии, где центральное место занимает онтология как учение о бытии. ♦ Абсолютное знание в античной философии воспринимается как система первоначал, в качестве которых и выступает первая философия, или метафизика. Поскольку первоначала не могут быть доказательными или выводиться из чего-то, то метафизика и представляет собой метанауку, которая обосновывает начала не отдельных наук, а научного познания в целом. ♦ Доминирование определенной проблематики в конкретные исторические эпохи позволяет охарактеризовать античную философию как космоцентризм, философию Средних веков – как теоцентризм, философскую мысль эпохи Возрождения – как антропоцентризм, а философские поиски Нового времени – наукоцентризм. ♦ Философские поиски мыслителей с середины ХVП до середины ХІХ веков велись в рамках той традиции в философии, которую можно определить как классическая модель, для которой характерными были: 1) представления о философии как форме рационально-теоретического сознания; 2)принципиальная установка на рациональную познаваемость мира; 3) установка на систематичность; 4)восприятие мира в целом как проникнутого идеей гармонии, целесообразности и природного порядка; 5) интенция субъекта познания на рефлексивное постижение собственных приемов и методов познания, на превращение познавательного мышления в центральный объект метафизических исследований.
Вопросы к модульному контролю І. 1. Мировоззрение: исторические типы, структура. 2. Предмет и функции философии. Основные аспекты философского знания. 3. Философия как интегральный вид знания. Соотношение философии с мифологией и религией. 4. Философия и наука. 5. Философская система и метод. Проблема основного вопроса философии. 6. Основные философские школы Древней Индии. 7. Этико-политические идеи в Древнем Китае. 8. Общая характеристика философских представлений античности. 9. Проблема бытия в античной философии. Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита. 10. Философские учения Сократа и Платона и их влияние на философскую культуру. 11. Философская система Аристотеля. 12. Патристика и апологетика в Средние века. 13. Реализм и номинализм: проблема универсалий в средневековой философии. 14. Философия Фомы Аквинского: доказательства бытия Бога. 15. Антропоцентризм философии Возрождения. 16. Пантеизм в натурфилософии Возрождения. 17. Научная революция ХVІІ века и проблема метода познания. 18. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и др). 19. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 20. Учение о субстанции Декарта, Спинозы, Лейбница. Формирование механистической картины мира. 21. Субъективно-идеалистические представления Беркли и Юма. Агностицизм. 22. Основные черты философии Нового времени. 23. Философия эпохи Просвещения. Французский материализм ХVШ века. 24. Основные идеи философии Канта. Категорический императив. 25. Волюнтаризм Фихте. 26. Объективно-идеалистическая «философия тождества» Шеллинга. 27. Объективный идеализм Гегеля. Абсолютная идея. 28. Диалектика Гегеля. Противоречивость философии Гегеля: система и метод. 29. Основные черты немецкой классической философии. 30. Классическая модель философии.
Список литературы к модулю І. 1. Аврелий Августин. Исповедь /Августин Аврелий. – М.: Политиздат, 1991. 2. Аристотель. Метафизика /Аристотель. Соч.: В 4-х т. – М., 1984. – Т. І. 3. Беркли Дж. Сочинения / Дж. Беркли.. – М.: Мысль, 2000. – 555 с. 4. Гегель Г.В. Ф. Наука логики /Г. В. Ф. Гегель. – М., 1972. – Т. 3. 5. Гегель Г. В. Ф. Философия права /Г. В. Ф. Гегель.– М.: Мысль, 1990. 6. Гельвеций К. А. Соч.: В 2-х т./К. А. Гельвеций. – М., 1974. – Т. 1. 7. Гоббс Т. Левиафан. //Гоббс Т. Соч. в 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991. 8. Кант И. Критика практического разума. //Кант И. Соч. в 6 т. – Т. 4 (1). –М.: Мысль, 1965. 9. Конфуций. Уроки мудрости: Соч. – М.: изд-во ЭКСМО–Пресс, Харьков: изд-во Фолио, 2001. – 958 с. 10. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. //Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т. – Т. 4. М.: Мысль, 1989. 11. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. Кн. 1. Пер.с фр. А. С. Бобовича /М. Монтень.– М.: ООО Издательство АСТ; Харьков: Издательство «Фолио», 2002. – 624 с. 12. Подольська Є. А. Кредитно-модульний курс філософії. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2006. 13. Подольська Є. А. Філософія. Підручник (з грифом МОН України). – К.: Фирма «Инкос», Центр учебной литературы, 2007. 14. Подольська Є. А., Подольська Т. В. Філософія: 100 питань – 100 відповідей. Навч. посібник для студентів вищ. навч. закладів. – Київ: Фірма «ІНКОС», 2008. – 352 с. 15. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т./С. Радхакришнан. – М.: МИФ, 1993. – Т. 2. – 730 с. 16. 17.
18.
19.
20. Спиноза Б. Избранное /Пер. с голл. и лат. / Б. Спиноза. Мн.: ЩЩЩ «Поппури», 1999. – 592 с. 21. Эпикур. Письмо Менекею //Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. 22. Юм Д. Трактат о человеческой природе /Д. Юм. – М.: Канон, 1995. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |