|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтология. 3. Способы постижения бытияПлан: 1. Проблемы бытия; 2. Формы и способы бытия; 3. Способы постижения бытия.
1. Онтология – это базовый раздел философии, который занимается изучением проблемы бытия. Бытие может пониматься в двух смыслах: А) Бытие как сущность; Б) Бытие как существование. Рассмотрим различия этих пониманий: · К бытию как существованию относится всё, что есть. Или, по-другому, бытие как существование – это всё, что не является ничто. Следовательно, существовать можно различными способами: - Актуально, то есть это то, что существует здесь и теперь - Потенциально (существование в возможности). Примером такого существования является дерево, которое потенциально существует в зерне. Дерева ещё нет, но, потенциально, оно уже существует. Если зёрнышко посадить, дерево подрастёт и перейдет из своего потенциального существования в актуальное. - Существование в памяти и воображении. В памяти существует то, что сейчас актуально не существует, однако об этом мы помним и можем представить. К примеру, если мы когда-то видели какого-то человека, то мы запоминаем, как он выглядел: мы можем представить его внешность. Воображение – это представление того, что в принципе не существует. К примеру, кентавр – это целиком и полностью плод воображения. Он не имеет актуального бытия, не имеет ни актуального, ни потенциального существования. · От бытия как существования отличается бытие как сущность. Само понятие «сущность» рассматривается в нескольких смыслах. Во-первых, сущность – это источник (порождающая причина) всякого существования. Сущность – это то, благодаря чему существует всё то, что существует. В религиозных подходах, такой порождающей причиной является Бог. Бог создал всё, что есть, поэтому Бог – сущность всего, что есть. Так как Бог сотворил всё, он является причиной всего, что есть. Во-вторых, сущность – это основа всего существования. Сущность – это то, благодаря чему всё существующее продолжает существовать. К примеру, согласно Платону, основой всего существующего являются идеи: идея человека, идея животного и так далее. Благодаря вечным идеям есть конкретные предметы. Рис. 1 «Платон» В-третьих, сущность рассматривается как суть предмета, как его качественная определенность. Таким образом, сущность – это то, чем является предмет или то, что делает предмет тем, чем он является. Благодаря чему волк является волком, собака является собакой, человек является человеком? Ответ очевиден. Всё это благодаря сущности: у волка сущность волка, у собаки сущность собаки, у человека сущность человека. Традиционно сущность рассматривается как первичное по отношению к существованию. Сначала есть сущность, источник, качественно определенная основа, а потом уже возникает существование. Следовательно, сначала появляется сущность чего-либо, а потом уже появляется предмет. К примеру, сначала появляется сущность человека, а уже потом сам человек. В свою очередь, существование рассматривается как явление, реализация, осуществление сущности. Таким образом, если сущность первична, то существование является вторичным. Например, есть общая идея человека – это сущность, а существование – это реализация этой идеи на практике. Каждый человек в своем существовании есть не что иное, как воплощение и осуществление идеи человека. Сущность трансцендентна по отношению к существованию. Объясняется это тем, что сущность вечна, неизменна и абсолютна. Как следствие, сущность не находится ни в пространстве, ни во времени: она не может быть материальной. Следовательно, сущность идеальна и не доступна чувственному восприятию. К примеру, идея человека не может находиться в каком-то одном месте, потому что в таком случае она бы не была абсолютной. Идея человека стала бы частной. Идея человека, как следствие, не может быть доступна восприятию. Никто не видел идею человека как такового. Таким образом, сущность трансцендентна по отношению к существованию. В свою очередь, существование всегда находится в каком-то пространстве и протекает времени. Нет такого существования, которое бы находилось вне конкретного времени и вне конкретно определенного пространства. Из этого следует, что существование изменчиво, потому что оно находится во времени. Время есть ни что иное, как изменение. Существование множественно, поскольку пространство – это условие множественности. Следовательно, существование доступно чувственному восприятию. Всё вышесказанное составляет основу классической метафизики (метафизики вещей). Метафизика вещей зародилась в античности (в Древней Греции). Её основателем является Парменид. Собственно, он первым ввёл понятие «бытие». Парменид был первым, кто разделил мир на два мира: 1) Мир бытия – мир сущностей; мир вечный, неизменный, постоянный и доступный только мыслям. 2) Мир ложный (неистинный) – мир существования; мир возникающих и умирающих существ и предметов; мир постоянно изменчивый и неабсолютный. Бытие, согласно Пармениду, - вечно, постоянно, неизменно, неделимо, а существование – множественно, изменчиво и непостоянно. С Парменидом возникает особенное ценностное отношение к бытию. Сущность бытия, по Пармениду,- это истина и благо. Бытие – это плюс, поскольку оно вечно и постоянно. Существование – это минус, источник зла, поскольку существование возникает и умирает. Из этого вытекает диспозиция по отношению к способностям человека. С помощью разума постигается вечная определенная сущность. Это является позитивным моментом. В свою очередь, чувства, зрение, обоняние, осязание являются злом, поскольку чувства воспринимают текучее существование и не способны уловить сущность. Итак, разум человека – это благо, поскольку именно с помощью чистого разума человек постигает вечную сущность – неизменное абсолютное бытие. Разум – это позитивное начало в человеке, а вот чувственное восприятие – это зло, с точки зрения классической метафизики. Чувства могут уловить только текучее конечное изменчивое существование. Бытие как сущность чувствам недоступно. Именно поэтому для метафизики характерна позиция отказа от чувств в пользу мышления. Только с помощью отношения можно постичь истинны мир. Таким образом, по Пармениду, у человека есть два пути в этом мире (два способа жизни): 1) Путь истинный – это путь, когда человек отказывается от чувств и отдает приоритет своему мышлению, то есть с помощью мышления достигает истину. Этим путем, согласно Пармениду, идут лишь немногие (избранные люди). 2) Путь заблуждения – это путь доверия к чувствам и к обману, который он с собой несут. Большинство людей считают, что то, что они видят, является истиной. Самым известным последователем Парменида является Платон. Согласно Платону, мир делится на два мира: 1) Высший – это мир вечных идей, мир подлинных сущностей. 2) Низший – это мир изменчивых конечных вещей. Парменид ничего не говорил о идеях, а Платон сказал, что сущность вещей – это идея. Каждое существование, каждая вещь, каждый предмет есть лишь несовершенная слабая копия этих идей. А идея есть ни что иное как первообраз каждого предмета. Подлинное бытие – это и есть каждая идея и каждый первообраз. Согласно Платону, необходимо постичь эти первообразы. Как только мы познаем эти первообразы, мы познаем сущность. К примеру, наблюдаем множество различных людей, которые внешне, социально, психологически отличаются друг от друга. Во всех этих отличающихся людях нам нужно найти некий единый первообраз человека, то есть идею человека. Это и есть цель познания бытия по Платону. Таким образом, Платон превращает метафизику вещей в философию бытия.
Некое другое понимание бытия предлагает Аристотель. Бытие, согласно Аристотелю, существует в двух видах: 1) Бытие как материя; 2) Бытие как форма. Причём оба начала не являются изолированными друг от друга, они существуют в тесном единстве. Только в единстве этих двух начал – материи и формы – существует бытие. Абстрактно мы можем изолировать эти два понятия, но, на самом деле, всякое бытие есть ни что иное, как единство материи и формы. Согласно Аристотелю, материя представляет собой потенциальное бытие – это возможность быть чем угодно, то есть это неоформленный, неопределённый, сырой материал. В свою очередь, форма – это определённое (оформленное) бытие; это конечная цель, движение, развитие материи. Любая материя развивается, движется для того, чтобы приобрести определённую форму. К примеру, ребёнок развивается, чтобы в конечном итоге приобрести какую-то определённую конечную форму. Можно сказать, что, в принципе, каждый человек продолжает развиваться, чтобы приобрести определённую форму. Таким образом, материя и форма существуют в единстве. Материя без формы – это неопределённый материал, а форма без материи – это пустая абстракция. Форма не может реализоваться, если она не соединится с материей. Она так и будет существовать нереализованной. По Аристотелю, только когда форма соединяется с материей, получается бытие. Следовательно, бытие есть ни что иное, как соединение материи и формы. Например, материей в человеке являются атомы, молекулы, клетки и прочие органы, а вот формой является сам человек. Аналогичное происходит и у животных: материей являются клетки, молекулы и прочие органы, а формой является само конкретное животное. Материя у человека и животного очень похожа, а вот конечная форма, к которой они стремятся, совершенно различная. Зародыши у человека и у животного, в принципе, похожи друг на друга, но конечная форма кардинально различается. Это и есть бытие как единство материи и формы по Аристотелю.
В Средневековой философии бытие – это Бог. Всё остальное остается так же, как и было в Древней Греции. Бог – это сущность во всех трёх смыслах сущности, которые были рассмотрены выше: 1) Бог является сущностью в качестве источника, поскольку он творец всякого бытия. 2) Бог – это основа всякого бытия: всё существует, потому что есть Бог. 3) Бог – это качественная определённость всего, что есть. Как некая сущность, Бог трансцендентен по отношению к существованию. Существование находится во времени и в пространстве, а Бог находится вне времени и пространства, то есть в вечности. Таким образом, существование конечно, а Бог бесконечен – это признак классической метафизики.
В Новое время, после эпохи Возрождения, метафизика вещей сменяется метафизикой познания и, соответственно, кардинально меняется понимание бытия. С точки зрения метафизики познания, бытие есть не что иное, как разум, сознание, восприятие и представление. Рене Декарт заложил основы метафизики познания. Хрестоматийный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно, я существую». Таким образом, источником существования, его сущностью является мысль (способность мыслить). Далее это учение развивает Джордж Беркли – основатель субъективного идеализма.
Рис. 5 «Джордж Беркли»
Основной тезис Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым». Таким образом, всё бытие – это восприятие. Всё, что есть – есть только в нашем восприятии, в нашем сознании. Есть то, что мы воспринимаем, а кроме нашего восприятия вообще ничего нет. Позднее эту тенденцию в метафизике познания углубляет Иммануил Кант.
Рис. 6 «Иммануил Кант»
Согласно Канту, бытие существует в двух формах: 1) Бытие как вещь в себе абсолютно недоступно человеку: мы не знаем, чем является бытие, мы его не воспринимаем. Точно так же как и человек, не имеющий развитого зрения и осязания, не может воспринять цвета, форму – не может понять, каким является мир сам по себе. 2) Бытие как явление – это воздействие неизвестной нам вещи в себе на наше сознание. Проще говоря, мы знаем не мир сам по себе, а то, как этот мир является нашему сознанию (то, как этот мир представлен нашему сознанию). Всё, что мы знаем – это явление неизвестного мира в нашем сознании. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сознание, по Канту, не является тем бытием, которое нам, по крайней мере, доступно. Мы знаем не мир сам по себе, а только мир, явно представленный нашему сознанию. Далее Артур Шопенгауэр углубляет эту концепцию и утверждает: «Мир есть моё представление» - это метафизика познания (метафизический подход).
Рис. 7 «Артур Шопенгауэр»
Параллельно с этим подходом, в эпоху Нового времени, развивается другой подход к пониманию бытия – диалектический. Разработкой этого подхода занимается Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Главная цель диалектического подхода – устранить жёсткое противопоставление сущности и существования, которое пошло со времён Парменида; устранить противопоставление между двумя мирами. Согласно Гегелю, подлинное бытие – это Бог (абсолютный дух). В каком смысле Бог является подлинным бытием? В том смысле, что он содержит в себе возможности, всё, что может быть. Абсолютно всё, что может произойти, в Боге содержится в возможности. Однако, в Боге как в абсолютной возможности, как в источнике всего это всё пребывает в свёрнутом нереализованном виде. Поэтому, чтобы осуществить это всё, Бог сам творит бытие, то есть бытие, противоположное ему самому. Что является формой противоположного бытия для Бога? Мир конечных изменяющихся вещей. То есть Бог творит мир как нечто ему противоположное. Мир есть не что иное, как бытие Бога. При этом Бог теряет свою сущность в этом мире, который он сам сотворил: Бог теряет самого себя. Бог перестаёт быть Богом, сотворив мир. Почему так происходит? Бог един и абсолютен, мир множественен и относителен; Бог бесконечен, мир конечен. Таким образом, Бог создал нечто, противоположное себе – мир конечных изменчивых предметов. Метафизика на этом останавливается, а диалектика идёт дальше. Диалектика утверждает, что Бог – это тезис, мир – антитезис (противопоставление Богу), а синтезом является разумный человек, живущий в разумном государстве. В человеке Бог возвращается к самому себе, то есть человек есть не что иное, как сам Бог, только осуществившийся в этом мире. По сути, нет разницы между человеком и Богом. Разницы заключается только в плане существования: Бог – это сущность, но сущность потенциальная, а человек – это та же самая сущность, но только осуществившаяся. В человеке Бог осуществляет тождество с самим собой: он возвращается к себе. Таким образом, бытие становится снова равным Богу. Первая стадия – это Бог является абстрактным. Вторая стадия – инобытие. Третья стадия – инобытие обнаруживает тот факт, что сущностью является Бог. Это можно представить в других категориях: 1) Абстрактное единство, которое не воплощено и не реализовано – это тезис; 2) Это абстрактное единство переходит в инобытие – конкретное множество. На этой стадии конкретное множество противостоит абстрактному единству. 3) На этой стадии множество обнаруживает, что единство есть его сущность. Получается множество в единстве или единство во множестве. Таким образом, получается, что в диалектике выделяются три стадии: стадия тезиса, антитезиса и синтеза. Бытие переходит в свою противоположность, а потом эта противоположность снимается – это если рассматривать бытие с точки зрения Бога. Рассмотрим бытие с точки зрения конечных вещей. Каждая конечная вещь содержит в себе множество различных определённостей. Однако, актуально в ней реализуется только одна определённость, чтобы в целостности эту определённость можно было отрицать. Как это можно сделать? Это можно сделать за счёт утверждения противоположной определённости. Таким образом, получается переход к противоположности – это вторая стадия. Возникает борьба между противоположностями: новая определенность отрицает предыдущую. Однако, на третьей стадии эта борьба исчезает. Предмет существует как единство противоположностей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |