АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О дарящей добродетели

Читайте также:
  1. О кафедрах добродетели
  2. Платон о добродетели

 

 

 

 

Когда Заратустра простился с городом, который любило

сердце его и имя которого было "Пестрая корова", последовали за

ним многие, называвшие себя его учениками, и составили свиту

его. И так дошли они до перекрестка; тогда Заратустра сказал

им, что дальше он хочет идти один: ибо он любил ходить в

одиночестве. Но ученики его на прощанье подали ему посох, на

золотой ручке которого была змея, обвившаяся вокруг солнца.

Заратустра обрадовался посоху и оперся на него; потом он так

говорил к своим ученикам:

-- Скажите же мне: как достигло золото высшей ценности?

Тем, что оно необыкновенно и бесполезно, блестяще и кротко в

своем блеске; оно всегда дарит себя.

Только как символ высшей добродетели достигло золото

высшей ценности. Как золото, светится взор у дарящего. Блеск

золота заключает мир между луною и солнцем.

Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и

кротка она в своем блеске: дарящая добродетель есть высшая

добродетель.

Поистине, я угадываю вас, ученики мои: вы стремитесь,

подобно мне, к дарящей добродетели. Что у вас общего с кошками

и волками?

Ваша жажда в том, чтобы самим стать жертвою и даянием;

потому вы и жаждете собрать все богатства в своей душе.

Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему

драгоценному, ибо ненасытна ваша добродетель в желании дарить.

Вы принуждаете все вещи приблизиться к вам и войти в вас,

чтобы обратно изливались они из вашего родника, как дары вашей

любви.

Поистине, в грабителя всех ценностей должна обратиться

такая дарящая любовь; но здоровым и священным называю я это

себялюбие. --

Есть другое себялюбие, чересчур бедное и голодающее,

которое всегда хочет красть, -- себялюбие больных, больное

себялюбие.

Воровским глазом смотрит оно на все блестящее; алчностью

голода измеряет оно того, кто может богато есть; и всегда

ползает оно вокруг стола дарящих.

Болезнь и невидимое вырождение говорят в этой алчности; о

чахлом теле говорит воровская алчность этого эгоизма.

Скажите мне, братья мои: что считается у нас худым и

наихудшим? Не есть ли это вырождение? -- И мы угадываем

всегда вырождение там, где нет дарящей души.

Вверх идет наш путь, от рода к другому роду, более

высокому. Но ужасом является для нас вырождающееся чувство,

которое говорит: "все для меня".

Вверх летит наше чувство: ибо оно есть символ нашего тела,

символ возвышения. Символ этих возвышений суть имена

добродетелей.

Так проходит тело через историю, становящееся и борющееся.

А дух -- что он для тела? Глашатай его битв и побед,

товарищ и отголосок.

Символы все -- имена добра и зла: они ничего не выражают,

они только подмигивают. Безумец тот, кто требует знания от них.

Будьте внимательны, братья мои, к каждому часу, когда ваш

дух хочет говорить в символах: тогда зарождается ваша

добродетель,

Тогда возвысилось ваше тело и воскресло; своей отрадою

увлекает оно дух, так что он становится творцом, и ценителем, и

любящим, и благодетелем всех вещей.

Когда ваше сердце бьется широко и полно, как бурный поток,

который есть благо и опасность для живущих на берегу, -- тогда

зарождается ваша добродетель.

Когда вы возвысились над похвалою и порицанием и ваша

воля, как воля любящего, хочет приказывать всем вещам, -- тогда

зарождается ваша добродетель.

Когда вы презираете удобство и мягкое ложе и можете

ложиться недостаточно далеко от мягкотелых, -- тогда

зарождается ваша добродетель.

Когда вы хотите единой воли и эта обходимость всех нужд

называется у вас необходимостью, -- тогда зарождается ваша

добродетель.

Поистине, она есть новое добро и новое зло! Поистине, это

-- новое глубокое журчание и голос нового ключа!

Властью является эта новая добродетель; господствующей

мыслью является она и вокруг нее мудрая душа: золотое солнце и

вокруг него змея познания.

 

 

 

Здесь Заратустра умолк на минуту и с любовью смотрел на

своих учеников. Затем продолжал он так говорить -- и голос его

изменился:

-- Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью

вашей добродетели! Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание

служат смыслу земли! Об этом прошу и заклинаю я вас.

Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и

биться крыльями о вечные стены! Ах, всегда было так много

улетевшей добродетели!

Приводите, как я, улетевшую добродетель обратно к земле,

-- да, обратно к телу и жизни: чтобы дала она свой смысл земле,

смысл человеческий!

Сотни раз улетали и заблуждались до сих пор дух и

добродетель. Ах, в вашем теле и теперь еще живет весь этот

обман и заблуждение: плотью и волею сделались они.

Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как

дух, так и добродетель. Да, попыткою был человек. Ах, много

невежества и заблуждений сделались в нас плотью!

Не только разум тысячелетий -- также безумие их

прорывается в нас. Опасно быть наследником.

Еще боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над

всем человечеством царила до сих пор еще бессмыслица,

безсмыслица.

Да послужат ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу

земли: ценность всех вещей да будет вновь установлена вами!

Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть

созидающими!

Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно

возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того,

кто возвысился, становится радостной.

Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного.

Было бы лучшей помощью для него, чтобы увидел он своими глазами

того, кто сам себя исцеляет.

Есть тысячи троп, по которым еще никогда не ходили, тысячи

здоровий и скрытых островов жизни. Все еще не исчерпаны и не

открыты человек и земля человека.

Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными

взмахами крыл веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит

благая весть.

Вы, сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете

некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти

народ избранный и от него -- сверхчеловек.

Поистине, местом выздоровления должна еще стать земля! И

уже веет вокруг нее новым благоуханием, приносящим исцеление,

-- и новой надеждой!

 

 

 

Сказав эти слова, Заратустра умолк, как тот, кто не сказал

еще своего последнего слова; долго в нерешимости держал он

посох в руке. Наконец так заговорил он -- и голос его

изменился:

-- Ученики мои, теперь ухожу я один! Уходите теперь и вы,

и тоже одни! Так хочу я.

Поистине, я советую вам: уходите от меня и защищайтесь от

Заратустры! А еще лучше: стыдитесь его! Быть может, он обманул

вас.

Человек познания должен не только любить своих врагов, но

уметь ненавидеть даже своих друзей.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается

только учеником. И почему не хотите вы ощипать венок мой?

Вы уважаете меня; но что будет, если когда-нибудь падет

уважение ваше? Берегитесь, чтобы статуя не убила вас!

Вы говорите, что верите в Заратустру? Но что толку в

Заратустре! Вы -- верующие в меня; но что толку во всех

верующих!

Вы еще не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все

верующие; потому-то всякая вера так мало значит.

Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только

когда вы все отречетесь от меня, я вернусь к вам.

Поистине, другими глазами, братья мои, я буду тогда искать

утерянных мною; другою любовью я буду тогда любить вас.

И некогда вы должны будете еще стать моими друзьями и

детьми единой надежды; тогда я захочу в третий раз быть среди

нас, чтобы отпраздновать с вами великий полдень.

Великий полдень -- когда человек стоит посреди своего пути

между животным и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату

как свою высшую надежду: ибо это есть путь к новому утру.

И тогда заходящий сам благословит себя за то, что был он

переходящий; и солнце его познания будет стоять у него на

полдне.

" Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил

сверхчеловек " -- такова должна быть в великий полдень наша

последняя воля! --

Так говорил Заратустра.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)