|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Платон о добродетелиСократ и его друг Сократ. Изучима ли добродетель? Или же не изучима, но мужи бывают доблестными от природы либо по какой-то иной причине? Друг. Пока я не могу ответить тебе, мой Сократ. Сократ. Но давай так рассмотрим этот вопрос: скажи мне, если бы кто захотел обрести ту добродетель, которой обладают хорошие повара, каким образом он ее обретет? Друг. Ясно, что обучаясь у хороших поваров. Сократ. Ну а если кто пожелает стать хорошим врачом, к кому должен он обратиться, чтобы этого достичь? Друг. Ясно, что он пойдет к хорошим врачам. Сократ. А если он вздумает стать добродетельным в том, чем сильны искусные плотники? Друг. Он пойдет к мастерам плотничьего искусства. Сократ. А вот если он пожелает обрести ту добродетель, коей обладают доблестные и мудрые мужи, куда надо идти, чтобы ей обучиться? Друг. Полагаю, что за этим - если подобная добродетель изучима -надо идти к доблестным мужам; куда же еще? Сократ. Тогда скажи, кого мы считаем доблестными, чтобы мы могли исследовать, они ли делают людей добродетельными. Друг. Доблестными среди нас были Фукидид, Фемистокл, Аристид и Перикл. Сократ. И каждого из них мы можем назвать учителем? Друг. Нет, не можем: об этом мы ничего не знаем. Сократ. Ну а можем мы назвать какого-либо ученика - из чужеземцев или наших сограждан, из свободных или рабов, - у которого был бы случай стать хорошим и мудрым благодаря общению с этими людьми? Друг. И об этом нет никаких сведений. Сократ. Но неужто им было жалко поделиться своей добродетелью с другими? Друг. Возможно. Сократ. Разве что по той причине, чтобы не иметь соперников по искусству, подобно тому как, бывает, ревнуют к таким соперникам повара, врачи и плотники? Ведь им не выгодно, чтобы появилось много других мастеров в их искусстве, и неинтересно жить среди многих других, им подобных. По-видимому, значит, и добродетельным мужам невыгодно жить среди похожих на них людей? Друг. Быть может. Сократ. Но сами-то ведь они добрые и справедливые люди? Друг. Да. Сократ. Ну а может ли кому-то быть выгодным жить не среди хороших людей, но среди плохих? Друг. Не знаю, что и сказать. Платон. Диалоги. М., 1986.
Сенека ...Я же, с чем согласны все историки, всецело принимаю природу вещей; мудрость заключается в том, чтобы не уклоняться от нее и приноравливаться к ее законам и примерам. Следовательно, счастливой является жизнь, согласная с природой; ее можно достигнуть не иначе, как если имеется, прежде всего, здоровый, и притом постоянно здоровый, дух, затем, если этот дух крепок и силен, далее, прекрасен и терпелив, приспособлен ко всем обстоятельствам, если он заботится, однако, не причиняя беспокойства, о своем теле и о всем, что к телу относится, если он внимателен к другим вещам, которые устраивают жизнь, но без какого-либо восхищения ими, если он пользуется дарами судьбы, не будучи их рабом. Ты поймешь, даже если я и не прибавлю ничего, что отсюда следует постоянное спокойствие и свобода, так как мы отбросили от себя то, что или раздражает нас, или устрашает. Ибо вместо сладострастия и этих ничтожных, преходящих и в своих мерзостях вредных наслаждений приходит радость великая, несмущенная, всегда ровная, затем - мир и согласие и, наконец, величие и кротость, ибо всякая жестокость происходит от бессилия. Сенека. О блаженной жизни (фрагмент) // Римские стойки. М., 1995.
Вопросы для самопроверки 1. В чем заключаются особенности античного философствования? 2. Каков главный философский вопрос, поставленный мыслителями милетской школы? 3. Что означает движение в философии Гераклита Эфесского? 4. На что обращают внимание представители элейской школы, вводя понятие бытия? Что пытается показать в своих апориях Зенон? 5. Почему родоначальником материалистической философии считают Демокрита? Какое понимание бытия ему свойственно? 6. Почему философию Сократа мы называем нравственной философией? Каковы особенности метода Сократа? 7. Что принципиально новое утверждает Платон в своем учении об идеях? Какой тип государственного устройства он читает идеальным и почему? 8. Что служит основанием утверждения Аристотеля, что он учился у Платона, но не стал его учеником? Почему Аристотель вводит понятие форма? 9. Какие философские школы появляются в эпоху эллинизма и каков философский смысл учений их типичных представителей? Что отличает неоплатонизм от платонизма? Тема 4 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |