АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лао-Цзы. Осознающий людей - познает

Читайте также:
  1. Вот почему Лао-цзы так настаивает на том, что истина не может быть высказана, что в тот момент, когда вы высказали ее, вы ее фальсифицировали. Она уже не является истиной.
  2. Лао-Цзы

Осознающий людей - познает. Осознающий себя - просветляется. Побеждающий людей - обладает силой. Побеждающий себя - становится сильным.

Человек в жизни - мягкость и слабость. В его смерти - твердость и сила. (...) Причинность: твердость и сила - это попутчики смерти.

Мягкость и слабость - это попутчики жизни.

(...) Человек мудрости в осуществлении не отождествляется, совершив дело, не пребывает в нем.

В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды.

Но при столкновении с твердостью и силой никто не способен ее победить. (...) Через слабость побеждают силу. Через мягкое побеждают твердость.

Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин

// Антология даосской философии. - М., 1994. С. 41,63,64.

 

Вопросы:   1. Как восточные мыслители смотрят на взаимоотношение природного и социального в человеке? 2. Мысль Лао-Цзы о том, «что человек мудрости.., совершив дело, не пребывает в нем», является ли частным случаем взаимоотношений социального и природного в человеке? 3. Видите ли Вы различия в понимании гармонии в западном и восточном типах мышления? (Сравните с текстом К. Леонтьева).

 

Д. Дидро

Способность человека к совершенствованию происходит от слабости его чувств, из которых ни одно не господствует над органом разума.

(...) На всем земном шаре нет ни одного совершенно гармонически сложенного, совершенно здорового человека.

Следовательно, человечество - это скопище более или менее уродливых, более или менее больных индивидов.

Можно ли найти здесь повод для прославления их мнимого творца?

Надо думать не о прославлении, а об апологии. (...).

И я убеждаюсь, что он является всего лишь простой пассивной машиной, орудием различных двигавших им мотивов, что он не только не был свободен, но не совершил ни одного поступка, который вытекал бы прямо из решения его воли (...).

Мир – жилище сильного. Лишь в самом конце я узнаю, что я потерял или выиграл в этом огромном вертепе, где я провел шесть десятков лет с игральными костями в руке (...).

Философия, привычное и глубокое размышление, удаляющее нас от всего окружающего и превращающее нас в ничто, также есть обучение смерти.

Дидро Д. Элементы физиологии

//Человек: Мыслители прошлого и настоящего... С. 317, 322.

 

Вопросы:   1. Можно ли изложенную в тексте позицию по отношению к человечеству как «скопищу уродливых и больных индивидов» охарактеризовать как цинизм? 2. Почему Д. Дидро сравнивает человека с машиной? 3. Какую роль автор отводит философии?

 

Вопросы для самопроверки

1. Создает ли человек вторую природу?

2. В чем принципиальное различие между живой и неживой природой?

3. Что означают понятия «экогуманизм» и «биоэтика»?

4. Почему человек является центральной философской темой?

5. Что означают античные понятия «макрокосм» и «микрокосм»?

6. Кто из философов античности впервые уделил особое внимание осмыслению проблемы человека? В чем состояли особенности его подхода к человеку?

7. Что является главным предметом изучения философской антропологии?

8. Каковы исходные идеи философской антропологии?

9. Как взаимовлияют биологическое и общественное в человеке?

10. На каких основаниях можно судить о человеке как о существе открытом, незавершенном?

11. Назовите основные социально–политические теории взаимоотношения общества и природы, дайте им оценку.

 

 

Тема 6


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)