|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дайсэцу СудзукиВосточный образ «мысли» означает, что мыслитель теряется в мышлении. Это уже не мышление в обычном смысле слова. Вот почему я говорю, что восточному уму несвойственно «мышление». Именно в этом кроется причина того, что учителя не дают Дзэгэну решительно никакого ответа. Они бы ответили «да» или «нет», если бы это только было возможно. Но все дело в том, что они не могли ни утверждать, ни отрицать. Если бы они прибегли к тому или другому, то они исказили бы свой внутренний опыт. Им ничего не оставалось, как продолжать отвечать «ни то, ни другое». Для них мыслитель и мышление одно. Если бы они остановились на чем-то одном и сказали бы «да» или «нет», то это бы означало отделение мыслителя от мысли к нарушение целостности внутреннего опыта. Я хочу перечислить некоторые из самых важных отличительных особенностей сатори (озарения): 1. Иррациональность. Этим словом я хочу выразить то, что сатори не является выводом, к которому приходит разум; сатори отрицает все определения рассудочного характера. Тот, кто его испытал, всегда затрудняется дать связное и логическое объяснение. Если его вообще как-нибудь объясняют словами или жестами, то его содержание в той или иной мере искажается. Поэтому непосвященные не в состоянии ухватить его суть из того, что они внешне могут видеть, в то время как те, кому знакомо это переживание, отличают истинное от ложного. Таким образом, сатори всегда свойственна иррациональность, необъяснимость и непередаваемость... 2. Интуитивное прозрение. То, что в мистических переживаниях имеется элемент разума, было отмечено Джеймсом в его "Разнообразии религиозного опыта". Это также распространяется и на переживание, называемое в Дзэне сатори... Это очевидно доказывает, что САТОРИ ИМЕЕТ "ВИДЕНИЕ" или "ПОСТИЖЕНИЕ"... 3. Неоспоримость. Под этим я подразумеваю то, что знание, открывающееся в сатори, является высшим знанием, которое настолько неоспоримо, что никакие логические доводы не могут опровергнуть его. Оно носит непосредственный и личный характер и полнота его неоспорима. Все, что может сделать здесь логика, - это объяснить его и установить связь с другими видами знания, которым наполнены наши умы. 4. Чувство потустороннего. (...) Это значит, что моя индивидуальность, которая раньше была ограничена строгими рамками существования, отдельного от других индивидуальных существований, начинает каким-то образом выходить из этих узких рамок и растворяться в чем-то неописуемом, чем-то совершенно отличном от того, к чему я привык. Это состояние сопровождается чувством совершенного освобождения и полного покоя - человек чувствует, что он достиг, наконец, цели... 5. Безличный характер. Вероятно, самым замечательным аспектом этого переживания в Дзэне является то, что в нем совершенно отсутствует личный отпечаток в противоположность мистическим переживаниям христиан. В буддистском сатори нет абсолютно никакого намека на такие личные и, зачастую, сексуальные моменты, которые проскальзывают в следующих выражениях: «огонь любви, изумительная любовь, струящаяся из сердца, объятие, возлюбленный, невеста, жених, духовный брак, Отец, Бог, Сын Божий, Дитя Божье» и т.д.... В Индии, Китае и Японии сатори оставалось и остается совершенно безличным или скорее переживанием, имеющим дело с высшим разумом человека. 6. Чувство экзальтации. То, что это чувство неизбежно сопровождает сатори, вызвано тем обстоятельством, что оно представляет собой устранение ограничений индивидуального существования, и такое устранение - не просто отрицательное явление, но весьма положительное, имеющее огромную важность, т.к. оно означает расширение индивидуальности... 7. Мгновенность. Сатори наступает внезапно и является непродолжительным переживанием. Такое внезапное переживание сатори в один миг открывает перед человеком совершенно другие перспективы, и все существование оценивается с другой точки зрения. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993. С. 53-54.
Вопросы для самопроверки 1. Чем принципиально отличаются западный и восточный подходы к проблеме сознания? 2. В чем специфика понимания сознания в античной философской мысли? 3. Как изменилось отношение к сознанию в эпоху средневековья? 4. Какие новые направления в понимании сознания появились в Новое время? 5. В чем выражается активно–отражательная природа сознания? 6. Что такое информация? 7. Объясните понятия «наследственность», «генотип», «фенотип». 8. Как вы понимаете самосознание? 9. Как связаны язык и сознание? 10. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «разум», «душа», «дух»? Тема 3 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |