АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Читайте также:
  1. XIX век - Вильгельм Вундт
  2. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
  3. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
  4. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
  5. Бути моральним — означає жити відповідно до звичаїв своєї країни». М.Гегель
  6. Г. Гегель
  7. Г.-В. Гегель
  8. Г.В.Ф. Гегель
  9. Гегель про об’єкт і предмет філософії історії .
  10. ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
  11. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

Абсолютное знание есть ИСТИНА всех способов сознания, потому что, как показало (описанное в «Феноменологии духа») движение сознания, лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между ПРЕДМЕТОМ и ДОСТОВЕРНОСТЬЮ САМОГО СЕБЯ, и истина стала равной этой достоверности, так же как и эта достоверность стала равной истине.

Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания (и его предмета). Она содержит в себе МЫСЛЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫЛЬ ЕСТЬ ТАКЖЕ И ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ, или СОДЕРЖИТ ВЕЩЬ САМОЕ ПО СЕБЕ, поскольку вещь ЕСТЬ ТАКЖЕ И ЧИСТАЯ МЫСЛЬ. В качестве НАУКИ истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, (что выражается в том), что В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ СУЩЕЕ ЕСТЬ ОСОЗНАННОЕ ПОНЯТИЕ, А ПОНЯТИЕ КАК ТАКОВОЕ ЕСТЬ В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ СУЩЕЕ. Это объективное мышление и есть СОДЕРЖАНИЕ чистой науки.

Она (наука) поэтому в такой мере не формальна, в такой мере не лишена материи для действительного и истинного познания, что скорее ли лишь ее содержание и есть абсолютно истинное или подлинная материя, для которой форма не есть нечто внешнее, так как эта материя есть скорее чистая мысль и, следовательно, есть сама абсолютная форма. Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. ЭТО ЦАРСТВО ЕСТЬ ИСТИНА КАКОВА БЕЗ ПОКРОВОВ, В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ САМОЙ. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГА, КАКОВ ОН В СВОЕЙ ВЕЧНОЙ СУЩНОСТИ ДО СОТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ И КАКОГО БЫ ТО НИ БЫЛО КОНЕЧНОГО ДУХА.

... Для того чтобы представление, по крайней мере, понимало, в чем дело, следует отбросить мнение, будто истина есть нечто осязаемое. Подобную осязаемость вносят, например, даже еще в платоновские идеи, имеющие бытие в мышлении Бога, (толкуя их так), как будто они существующие вещи, но существующие в некоем другом мире или области, вне которой находится мир действительности, обладающий отличной от этих идей субстанциальностью, реальной только благодаря этому отличию. Платоновская идея есть не что иное, как всеобщее, или, говоря более определенно, понятие предмета; лишь в своем понятии нечто обладает действительностью; поскольку же оно отлично от своего понятия, оно перестает быть действительным и есть нечто ничтожное; осязаемость и чувственное вовне-себя-бытие принадлежит этой ничтожной стороне.

Но, с другой стороны, можно сослаться на собственные представления обычной логики; в ней ведь принимается, что, например, дефиниции содержат не определения, относящиеся лишь к познающему субъекту, а определения предмета, составляющие его саму существенную, неотъемлемую природу. Или (другой пример): когда умозаключают от данных определений к другим, считают, что выводы не нечто внешнее и чуждое предмету, а скорее принадлежат самому предмету, что этому мышлению соответствует бытие. - Вообще при употреблении форм понятия, суждения, умозаключения, дефиниции, деления и т.д., исходят из того, что они формы не только сознающего себя мышления, но и предметного смысла. - “Мышление” есть выражение, которое содержащееся в нем определение приписывает преимущественно сознанию. Но так как говорят, что в предметном мире есть смысл, разум, что дух и природа имеют ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения, то признают, что определения мысли обладают также и объективными ценностью и существованием.

Гегель, Наука Логики.

Т. 1. М., 1970. С. 102-104

 

Вопросы:   1. Как, по Гегелю, соотносятся чистая мысль и вещь? Можно ли их считать тождественными? 2. Как соотносятся чистый разум и Логика? 3. Осязаема ли истина? 4. Имеют ли дух и природа единые общие законы? Если да, то назовите их.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему немецкий идеализм XVIII-XIX веков мы называем классической философией?

2. Назовите предпосылки формирования немецкой классической философии. Кого можно считать философскими предшественниками Канта?

3. Какие особенности носит мировоззрение Канта в докритический и критический периоды?

4. Чем отличается теория познания Канта от представлениях о познании его предшественников?

5. Что такое «Вещь в себе»?

6. Что видел Фихте главной задачей практической философии?

7. Какие рассуждения привели Шеллинга к идее тождества духа и природы?

8. Как по Гегелю происходит саморазвитие Абсолютного духа?

9. Какова причина развития духа?

10. В чем особенность диалектики Гегеля?

11 Что послужило философским источником марксизма? Какое место занимает человек в философской системе марксизма? Какой смысл приобретает диалектика в учении Маркса и Энгельса?

 

 

Тема 7


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)