АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Николай Александрович Бердяев

Читайте также:
  1. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  2. Автор: Михаил Александрович Шолохов
  3. Александр Александрович Алябьев
  4. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЕФОРМАТСКИЙ И ЕГО КНИГА
  5. Василий Александрович Сухомлинский
  6. Иван Александрович Гончаров
  7. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Н.А.БЕРДЯЕВА
  8. История русской философии XIX-ХХ вв.: Религиозно-философкая мысль (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев и др.)
  9. Карамзин Николай Михайлович
  10. Крылов Альберт Александрович
  11. Н. Бердяев об исторической самобытности России
  12. Н.А.Бердяев – один из крупнейших русских философов конца XIX – начала ХХ вв.

...Мы подходим к основной проблеме коммунизма, к проблеме отношений между человеком и обществом.

(...) Маркс был замечательным социологом, но очень слабым антропологом. Марксизм ставит проблему общества, но не ставит проблему человека, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики. Общество есть первофеномен, человек же есть эпифеномен.

Такое унижение человека находится в разительном противоречии с обличительным учением Маркса об овеществлении человеческой жизни, о дегуманизации. У него остается коренная двусмысленность: есть ли превращение человека в функцию экономического процесса грех и зло прошлого, капиталистической эксплуатации или это есть онтология человека. Решающим, во всяком случае, является тот факт, что первая попытка осуществления коммунизма на почве марксизма, которую мы видим в России, также рассматривает человека как функцию экономики, и также дегуманизирует человеческую жизнь, как и капиталистический строит. Поэтому того переворота во всемирной истории, на который надеялись Маркс и Энгельс, не произошло, между тем как коммунизм претендует не только на создание нового общества, но и на создание нового человека.

(...) Психический тип коммуниста определяется прежде всего тем, что для него мир резко разделился на два противоположных лагеря - Ормузда и Аримана, царство света и царство тьмы без всяких оттенков. Царство пролетариата есть светлое царство Ормузда, царство же буржуазии - темное царство Аримана. Представителям светлого царства все дозволено для истребления темного царства.

Фанатизм, нетерпимость, жестокость и насильничество коммуниста ярко выраженного типа определяется тем, что он чувствует себя поставленным перед царством сатаны и не может переносить этого царства. Но при этом он находится в отрицательной зависимости от царства сатаны, от зла, от капитализма и буржуазии. Он не может жить без врага, без отрицательных чувств к этому врагу, он теряет пафос, когда врага нет. И если врага нет, то врага нужно выдумать. Процессы «вредителей» связаны с этой потребностью создавать классового врага. Если бы классовый враг исчез окончательно, и коммунизм легко было бы осуществить, то коммунистический пафос исчез бы. Революционный пафос в значительной степени связан с отрицательным отношением к прошлому...

Человек, охваченный аффектом ненависти, не может быть обращен к будущему, к новой жизни. Только любовь обращает человека к будущему, освобождает от тяжелой скованности прошлым и является источником творчества новой, лучшей жизни. В коммунистах есть страшное преобладание ненависти над любовью.

(...) Дух коммунизма, религия коммунизма - и антихристианские, и антигуманистические. Но в социально-экономической системе коммунизма есть большая доля правды, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком случае, более чем капиталистическая система, которая есть самая нехристианская. Коммунизм прав в критике капитализма.

Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех, и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине. Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.

М., 1990. С. 125-151.

 

Вопросы:   1. О каком противоречии в учении К. Маркса говорит Н.А. Бердяев? 3. Почему человек с коммунистической идеологией, по мнению Н. Бердяева, не может быть обращен к будущему? 4. Как, с точки зрения философа, должно быть организовано общество?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)