|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
1. Ф. Бэкон: эмпиризм, индуктивный метод, учение об «идолах». 2. Р. Декарт: принципы философии, учение о врожденных идеях. 3. Б. Спиноза: пантеизм, учение о субстанции. 4. Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка. 5. Готфрид В. Лейбниц. Монадология. 6. Материалистические тенденции в философии французского Просвещения XVIII в. Ключевые понятия темы: метод научного познания, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, призраки (идолы) познания, индукция, дедукция, дуализм, врожденные идеи, субстанция, модус, пантеизм, монада, материя, движение, просвещение. Основное содержание темы Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблем движения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения рационализма. Теория познания материалистического сенсуализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформация материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосредственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Локка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость (Спиноза). Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного договора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д.Юма. Формирование основ философии европейского Просвещения. Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа – сенсуализм, педагогика и социальная философия Д. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К. Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и гражданина» – исторического завоевания французской революции XVIII в. Литература: 1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – Том 3: От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2004. 2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2х тт. – М.: Мысль, 1977–1978. 3. Ватолин Н.К. Творческая способность мышления в философии Декарта // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 7, Философия. – 2000. – №3. С.78–84. 4. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Per Se; СПб.:Университет. книга, 2000. 5. Декарт Рене. Разыскание истины. – СПб.: Азбука, 2000. 6. Декарт Р. Сочинения. В 2–х т. – М.: Мысль, 1989–1991. 7. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.,1988. 8. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006. 9. Леви–Стросс. К. Жан–Жак Руссо – основатель гуманитарных наук // Личность. Культура. Общество. – М., 2000. 10. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4–х т. – М.: Мысль, 1982–1989. 11. Локк Д. Сочинения. В 3–х т. – М.: Мысль, 1985. 12. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. – М.: Академический проект (Gaudeamus), 2002. 13. Матвиевская Г.П. Рене Декарт. – М.: Наука, 1976. 14. Мудрый и вечно молодой Б. Спиноза. – М., 1999. 15. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2–х т. – М.: Госполитиздат, 1957. 16. Спиноза. Серия «Выдающиеся мыслители». – Ростов–на–Дону: Феникс, 1998. 17. Хесле В. Гении философии Нового времени. Пер. А.К. Судакова. – М.: Наука,1992. 18. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: его жизнь, сочинения и учение. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 19. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 20. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2004.
Вопросы для самопроверки 1. В чем заключались особенность эпохи, породившей новый подход к науке и выработавшей методы научного познания? 2. Что такое эмпиризм и какие требования выдвигает Ф. Бэкон в ходе проведения эксперимента? А почему, по мнению Ф. Бэкона, опыты прошлых эпох не дали положительных результатов? 3. Объясните, что означает высказывание Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»? Каким образом Декарту удалось обосновать рационализм, как метод познания? 4. Почему, доказывая свободу как неотъемлемое свойство личности, Б. Спиноза выстраивает онтологическую схему, в основе которой лежит учение о субстанции? 5. Какое направление в философии называют сенсуализм, и что вносит в сенсуализм Дж. Локк? 6. Что, согласно воззрениям Г. Лейбница представляют собой монады? Что берет Лейбниц из философских теорий своих предшественников? 7. Есть ли общие черты, объединяющие философские представления французских мыслителей XVIII века? 8. Почему XVIII век называют эпохой Просвещения? Как вы думаете, что явилось причиной бурного роста материалистических представлений в XVIII веке?
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |