|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Крест в жизни человекаВ XIX в. имела большой успех идея гармоничного развития всех сил и способностей человека - по крайней мере, в педагогике эта идея долго имела руководящее значение. Но человек построен вовсе не гармонически, а иерархически: равномерное развитие всех сил человека не наблюдается даже в физическом созревании человека. Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развились до возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями. Иерархическая структура человека и ставит вопрос о том, что в той или иной индивидуальности является наиболее творческим и значительным. Нельзя ни в коем случае отвергать мысль, что Богу дороги и нужны все люди, которых Он призвал к бытию, - а значит, у каждого человека есть свой путь к Богу, есть свой дар от Бога, с которым он должен предстать перед Богом. Это и есть по существу... понятие "креста", которое имеет бесспорно руководящее значение для религиозного понимания людей, их судьбы, их злых и добрых, темных и светлых переживаний. Понятие креста обычно отождествляется с понятием страданий и трудностей, которыми заполнена жизнь человека. Тут, конечно, много верного, но все тяжкое и трудное образует не "сущность" креста, а лишь его проявления, почти всегда неизбежные в движении человека "извилистыми путями" к премудрости Божией. В тайну индивидуальной жизни нас, христиан, вводит не понятие рока, судьбы, а понятие креста - притом креста индивидуального... Только «взяв» свой крест, то есть добровольно, от глубины души приняв его, мы найдем подлинную нашу индивидуальность, ибо будем с Христом. Но если так, то понятие креста не может быть отождествляемо со страданиями, с тяжестями, нависающими над нами, хотя они и входят в него. Надо толковать крест, как задачу, возложенную на нас Богом, как закон, энтелехийно (завершенно) определяющий созревание человека. Конечно, в самом принципе личности, в глубоких движениях свободы заложена потребность жить "по своей воле", "от себя" - отсюда трагический и неизбежный конфликт между сознанием того, что наш путь свыше определен для нас, и потребностью самому создавать себе план жизни и пути ее. Дар свободы тоже ведь дан нам свыше, он императивен, его нельзя подавить или уничтожить, но не нами выдумана наша индивидуальная природа с ее интересами, исканиями... Найти равновесие между этими двумя одинаково глубокими началами в нашей душе редко кому удается без тяжелой внутренней борьбы. ...Тайна человека заключена, таким образом, не в одной лишь структуре его (образ Божий, связь с человеческой средой, зависимость через тела от космоса), не только в динамике его жизни (наличность центра греховности в силу первородного греха, аритмия в движениях, свобода их), но и в задаче, которую данный человек призван решить через свою жизнь, чтобы предстать перед Богом, - иначе говоря, тайна человека скрыта в его кресте. В диалектике исканий часто мятущейся, часто путающей самое себя души раскрывается наш крест, который нужно принять, нужно взять, чтобы мы могли пойти со Христом, взять его «иго», то есть принять участие в спасении и преображении мира и людей. Зеньковский В. Принципы православной антропологии //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 137-140.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите особенные черты, характерные для русской философии в целом. Почему русская философия выделяется среди мировой мысли? 2. Что в истории русской мысли можно считать собственно философией, а что пред-философией? 3. Что можно считать источниками возникновения и развития русской философской мысли в эпоху средневековья? 4. Какие особенности русского православия определили специфику русской философии? 5. Произведения каких средневековых русских мыслителей содержали философские выводы и построения? Что философского было в них? 6. Что принес XVIII век в русскую философию? Какое мировоззрение формируется в это время в России под воздействием философии европейского просвещения? 7. Что можно сказать о М.В. Ломоносове как философе? 8. С какими идеями вошел в историю русской мысли А.Н. Радищев? 9. В чем заключается особенность философского мировидения Г.С. Сковороды? 10. Почему начало русской самобытной философии мы связываем со спором славянофилов и западников? Кто они такие? 11. Каких взглядов придерживались А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский? Чем обусловлено развитие материалистических воззрений в русской философии XIX века? 12. Кто такие «почвенники», «неославянофилы»? Каких взглядов придерживалось консервативное крыло русской мысли в XIX век? 13. Что означает понятие «всеединство» в философии В.С. Соловьева? 14. Какое значение придавал В.С. Соловьев учению о Софии? Каков главный смысл софиологии? 15. Какие изменения претерпевает концепция всеединства в работах последователей В.С. Соловьева? 16. Чем можно объяснить феномен русского религиозно-философского ренессанса? Кто из русских философов является яркими представителями ренессанса? В чем особенность их философских построений? 17. Что такое «русская идея»? Какое выражение она находит в философском наследии философов Серебряного века? 18. С какими философскими представлениями связывают появление такого направления как русский космизм? Что отличает и что объединяет все формы русского космизма? 19. Как вы думаете, актуальны ли сегодня методы и проблематика русской религиозной философии или он остается лишь историческим этапом в развитии русской философской мысли?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |