|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Евгений Николаевич Трубецкой. С одной стороны, материалом нашего сознания служат разнообразные психологические переживания - ощущенияС одной стороны, материалом нашего сознания служат разнообразные психологические переживания - ощущения, впечатления, чувствования. С другой стороны, (...) самый акт сознания выражается в отнесении всего этого психологического материала к чему-то общезначимому и постольку - сверхпсихологическому - к смыслу. Этот сверхпсихологический смысл и есть основное необходимое предположение всякого сознания как такового. Раньше всякого конкретного сознания, раньше всякого усилия, которое я делаю, чтобы сознать что-либо, я предполагаю, что те переживания, которые я стремлюсь осознать, имеют какой-то объективный смысл и постольку могут быть выражены в форме общезначимой мысли. Всякий акт моего сознания предполагает, как свое искомое, мысль действительную за пределами всякого субъективного мышления, содержание сознания, действительное за пределами всякого индивидуального, психологического сознания. Самое слово сознание означает некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то со-знаваемым. Это что-то и есть сверхпсихический элемент сознания, его объективный смысл, к которому я отношу мои психические переживания. Надо раз и навсегда отрешиться от той ложной психологической теории, которая утверждает, будто в сознании мы имеем дело только с состоянием нашей психики... Сознание наше - больше всех своих изменчивых состояний именно потому, что оно на самом деле поднимается над ними и относит их к чему-то сверхпсихическому, что носит название «смысла». ... В отличие от «состояний сознания», изменчивых и текучих, смысл ПО СУЩЕСТВУ НЕИЗМЕНЕН И НЕПОДВИЖЕН... Как бы ни была изменчива картина или событие, которое мы наблюдаем, смысл наблюдаемого всегда СВЕРХВРЕМЕНЕН, всегда облечен в форму ВЕЧНОСТИ... Виденное мною и другими на берегу реки и по прошествии бесконечной серии лет будет означать то же самое - «Пароход идет вниз по течению». Неизменен, конечно, не самый факт, НЕИЗМЕННА ИСТИНА, ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ ЭТОГО ФАКТА. Сознать - значит - подняться над временем, мало того, - поднять на сверхвременную высоту сознаваемое, каким бы текучим и преходящим оно ни было... Река остается рекою, какие бы струи в ней ни протекали и в какие бы цвета в зависимости от погоды и времени дня эти струи ни окрашивались. Ибо эти слово - «река» выражает собою что-то отвоеванное сознанием у времени, некоторый непреходящий и неизменный «смысл» чего-то текущего. Со-знающий в собственном смысле слова есть знающий. Смысл или истина есть именно то, что возводит мысль на ступень сознания. Одна и та же истина необходимо предполагается нами как трансцендентная и как имманентная сознанию. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Русские философы. Антология. М., 1994. С. 246-260.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |