|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Западная философия конца XIX-XX веков
1. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм: от О. Конта к К. Попперу и П. Фейерабенду. 2. Иррационализм и философия жизни (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше). 3. Психоанализ и неофрейдизм (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). 4. Феноменология и герменевтика как методы познания. 5. Экзистенциальная философия (М.Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Ключевые понятия темы: положительное (позитивное) знание, принцип «наименьшей траты сил» (экономии мышления), логико-лингвистическая философия, логический атомизм, критический рационализм, иррациональное, воля к жизни, воля к власти, сверхчеловек, интенциональность как свойство сознания, психологическая и трансцендентальная редукция, экзистенция, пограничная ситуация, психоанализ, иррациональные психические силы, либидо, сублимация, социальная терапия.
Основное содержание темы Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпосылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Платона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации. Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России. Основные понятия и принципы философии Серена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека — его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века. Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация его наследия. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии. Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умствования и защита позитивного знания. Наблюдение, описание, индуктивное обобщение — важнейшие методы позитивного познания. Противопоставление описания объяснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера. Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-материалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма. Третья волна: логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX—XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Философская ограниченность сциентизма. Б. Рассел. Анализ обозначающих фраз, его философское значение. Проблема осмысленного и бессмысленного. Переосмысление предмета и метода философии. Принцип: логика — сущность философии. Начало философии логического анализа. Метафизика логического атомизма. Варианты «аналитической философии». Л. Витгенштейн, его место в философской мысли XX века. «Логико-философский трактат». Ранний Витгенштейн об отношении языка и реальности. Соотношение выразимого и невыразимого. Тезисы: «язык вуалирует мысли», философия полна концептуальных подмен, замешательств. Толкование философии как деятельности анализа, прояснения мысли. Невысказываемое. Поздний Витгенштейн, его «Философские исследования» и другие работы. Концепция «языковых игр». Тема языкового «гипноза». Методы прояснения языка. Влияние Витгенштейна на философские школы и направления XX в. (логический позитивизм, британская лингвистическая философия и др.). Гуссерль об идеале научности, абсолютном характере истины, систематическом единстве научного знания и задаче наукоучения. Идея «чистой логики». Опыт психологического обоснования математики. Критика психологизма в логике и теории познания. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии. Концепция философии как строгой науки. «Естественная» и «феноменологическая» Установки познания. Критика натурализма и историцизма. Психологическая и трансцендентальная редукция. Учение о «чистом сознании». Интенциональность как главное свойство сознания. Особенности гус-серлевского априоризма. Понятие «жизненного мира» в поздних работах Э.Гуссерля. Основные направления развития феноменологии после Гуссерля, ее влияние на экзистенциализм, герменевтику и др. Герменевтика, ее основные идеи и исторические источники. «Универсальная герменевтика» Ф. Шлейермахера как искусство понимания сознания другого человека. Ее роль в формировании методологии гуманитарного познания. В. Дильтей. Различие естественных и гуманитарных наук. Поиск философских оснований наук о духе. Жизнь как внутренний опыт. Понимание — фундаментальный способ человеческого бытия в герменевтической концепции Хайдеггера. Изначаль-ность речи, предпонимание. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. «Спор о герменевтике». Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер. Человек и историческая связь времен. Поиск метода анализа человеческой субъективности — личности — как творца мира культуры. Работа «Конфликт интерпретаций». Философское обоснование герменевтики. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители. Отношение к романтикам, философии жизни, психоанализу, феноменологии. Критика рационализма как миросозерцания. Обращение к проблемам человеческого существования. Экзистенциализм в Германии. М. Хайдеггер, его раннее и позднее творчество. «Бытие и время». Основные категории («экзистен-циалы»). Темы: «бытие-в-мире», «неподлинное существование», язык как «дом бытия», истина как «открытость». Философия К. Ясперса. Ж.-П. Сартр. Основные идеи работы «Бытие и ничто». Эволюция воззрений. Три аспекта человеческого существования: «бытие в себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Проблема выбора и ответственности. Понимание свободы как неотъемлемой характеристики человека. Критика диалектического разума. Неомарксизм Сартра. А. Камю. Социальный смысл его философии. «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек». Путь от нигилистической «философии абсурда» к «моралистическому гуманизму». Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти. Философия Г. Марселя. Экзистенциальная философия в России (Бердяев, Шестов), Испании (Унамуно, X. Ортега-и-Гассет) и других странах. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблемы выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности. Критика нигилизма. Влияние экзистенциализма на развитие европейской культуры. Экзистенциализм и гуманизм.
Литература:
1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – Том 4. От Романтизма до наших дней. – СПб.: Пневма, 2004. 2. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. – СПб.: Лань, 1999. 3. Витгенштейн Л. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2005. 4. Гловер Э. Фрейд или Юнг? – М.: Наука, 1999. 5. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. – М.: Наука, 1990. 6. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001 7. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. – М., 1994. 8. Ильенков Э.В. Диалектика «Капитала». – М., 1978. 9. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1998. 10. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. / Отв. ред. М.Я. Корнеев. – 3–е изд., расш. – СПб.: Лань, 1998 11. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. – Л., 1991. 12. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М.: Республика, 2004. 13. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше. – М., 1996. 14. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М., 1990. 15. Лосев А.Ф. Ф. Ницше // Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. 16. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. – М., 1993. 17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce Homo; Человеческое, слишком человеческое; Злая мудрость: [перевод с немецкого]. – Минск: Харвест, 2005. 18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии; Воля к власти; Посмертные афоризмы: [перевод с немецкого]. – Минск: Харвест, 2005. 19. Ницше: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2001. 20. Сартр Ж–П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб: Республика, 2002. 21. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М., 1974. 22. Проблема человека в западной философии. – М., 1998. 23. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн. Кн. 1–3]. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. 24. Сартр Ж.–П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. 25. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991. 26. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. – СПб.: Лань, 2000. 27. Философские идеи Людвига Витгенштейна. – М., 1996. 28. Фишер К. Артур Шопенгауэр: история новой философии. – СПб.: Лань, 1999. 29. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Дополнения. – Минск: Харвест, 2005. 30. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. 31. Ясперс К. Ницше: Введение в понимание его философствования. – СПб.: Владимир Даль, 2004. 32. Любутин К.Н. Российские версии философии марксизма: Александр Богданов // Вопр. филос. – 2003. – № 9.
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |