|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия культуры
1. Культура как предмет философского анализа. Понятие культуры. 2. Культура как социальное явление. 3. Закономерности развития культуры. 4. Структура и типология культуры. 5. Культура массовая и элитарная. Субкультура. Контркультура. 6. Феномен физической культуры как продукт духовной деятельности человека и общества
Ключевые понятия темы: «cultura» - «natura», культура, природа, аспекты культуры, функциональность культуры, закономерности развития культуры, структура и типология культуры, феномен, материальное, духовное, массовая и элитарная культура, субкультура, контркультура Основное содержание темы Понятие культуры, ее компоненты, динамика, исторический характер. Культурные символы. Многообразие социального опыта и типы культур. Культуры и религии. Понятие «осевое время» культуры. Культурные перевороты. Проблема начала и конца культуры. Человек в мире культуры. Духовное производство и образование. Народная, элитарная, «массовая» культура. Культура и контркультура. Субъект культуры: народ, власть, интеллигенция. Индивидуальное, творческое начало и культурные стереотипы. Традиции и инновации. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Знак, его природа, роль в получении-, хранении, преобразовании и передаче информации. Проблема детерминации знаковой деятельности. Семиотика — общая теория знаков и знаковых систем. Семантика, синтактика, прагматика. Язык. Его роль в формировании человека, коммуникативная, мыслеобразующая, регулятивная и др. функции. Предметно-именная и деятельно-функциональная концепции языка. Письменность. Знак и образ. Понятие эстетическое, его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Историческое развитие представлений о красоте, диалектика общего и особенного. Художественная деятельность, искусство. «Полярность» понятий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и др. Проблемы трактовки прекрасного (Сократ, Платон и др.). Гармония природы и общества, эстетического и нравственного (канон Конфуция); соответствие норме, вкусу, образцу (классицизм XVII в., Н. Буало); гармония содержания, порядка и выражения (А. Баумгартен). Эстетика как «философия прекрасного», ее соотношение с «философией искусства» и искусствоведением. Философская эстетика в учении И. Канта. Гете о влиянии эстетики Канта на духовное становление эпохи. Философско-эстетические взгляды Шиллера. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре. Фольклор и профессиональное искусство. Жанры, направления, стили художественного творчества. Нормы, традиции и индивидуальное творческое начало в искусстве. Художественная правда и условность. Художественный образ: содержание и воплощение. Функции искусства. Накопление опыта жизни народа, его передача от поколения к поколению. Роль искусства в приобщении личности к эмоциональному, нравственному опыту других людей, духовным ценностям народов.
Литература: 1. Бородавкин С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Вопр. филос. – 2004. – № 5. 2. Голик Н. В. Этическое в культуре. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2002. 3. Драч Г.В. Культура и разум: конвергенция или дивергенция? // Вопр. филос. – 2003. – № 8. 4. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально–типологический аспект // Вопр. филос. – 2003. – № 9. 5. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 6. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопр. филос. – 2003. – № 1. 7. Куртц П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание. – М.: Наука, 2005. 8. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб.: Русско–Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1999. 9. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры: – М.: Научный мир, 2005. 10. Ортега–и–Гассет Х. Избранные труды. – М.: ИНФРА–М: Весь Мир, 2000. 11. Основы теории художественной культуры: учебное пособие для студентов, изучающих культурологические дисциплины / [М. С. Каган и др.]. – СПб.: Лань, 2001. 12. Пелипенко А.А. Культура как система. – М.: Языки русской культуры, 1998. 13. Петров К.М. Экология и культура. – СПб.: Изд–во Санкт–Петербургского университета, 2001. 14. Философия в современной культуре: новые перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопр. филос. – 2004. – №. 4. 15. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: – М.: ИНФРА–М, 2003. 16. Хейзинга Й. Homo Ludens=[Человек играющий]; Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс–Традиция, 1997.
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |