АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идея тождества микро - и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский)

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II. МИКРОЭКОНОМИКА
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II.12. Панорама философии ХХ века
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  9. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  10. Антимикробные пептиды
  11. Античной философии
  12. Антропологическая проблема в русской философии

Творчество – это путь раскрытия способностей человека. Пико дела Мирандола (1463-1494) (неоплатоник) в трактате «О достоинстве человека» пишет, что «человек есть синтез всех областей бытия». Человек – это микрокосмос (как у греков). Жизнь – это творение человеком самого себя.

Интересно, что все это вело к развитию установки на индивидуализм, без которого не было бы капитализма, строя, основанного на индивидуальной инициативе, что эффективнее и рабства, и крепостничества.

В эпоху Возрождения своеобразно развивался диалектический метод. Под диалектикой понимался метод восхождения мысли от простого к сложному, метод исследования сложных предметов в их многосторонности. Это было характерно Николаю Кузанскому (1401-1464). Он был богословом, но мыслящим человеком. В трактате «Об ученом неведении» рассуждает: наше знание состоит в сопоставлении того, что неизвестно и тем, что известно.

Когда мы познаем конечные вещи, тут нет проблем. Когда же речь идет о бесконечном, то оно не может быть познано через сравнение с конечными объектами. В признании этого и состоит «ученое неведение». Но, - говорит Кузанский, - разум способен усматривать истину через покровы, т.е. Бога (бесконечное) можно «усмотреть», изучая конечные вещи. Ибо конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают его в себя. (Для обоснования этой мысли он использует геометрические образы: мир – это бесконечная окружность, ее центр (Бог) – везде). Отсюда возникает идея, что «любое» существует в «любом» (соотношение целого и части). И он развивает учение о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Т.е. он говорит о совпадении противоположностей в бесконечном, т.е. в Боге. Бог – истина во всей полноте. Итак, это продолжение мыслей Гераклита о том, что все развивается в борьбе противоположностей.

Н.Кузанский пишет: «В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanus dues). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. …Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим; внутри человеческой потенции есть по-своему все.

В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все… соответственно у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека … в нем существует целый мир».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)