АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Читайте также:
  1. Company Name Организация
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  4. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. Организация и этапы статистического исследования
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  10. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  11. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  12. III. Разрешение споров в международных организациях.

Пространство – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с ними, быть протяженным.

Понятие пространства связано со структурностью материи, с ее способностью делиться на части, дифференцироваться, а значит, связано с моментом покоя в движении, с устойчивостью.

Время – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных процессов сменять друг друга, изменяться, проходить определенные стадии развития, иметь длительность, ритм. Время связано с изменчивостью, непрерывностью материи.

Таким образом, пространство и время – это формы отношения вещей, а не самостоятельные сущности.

Эти отношения устанавливаются посредством движения. И появляется возможность количественного выражения движения – скорость. Еще Ньютон связал движения пространство и время в формуле: «скорость = расстояние: время».

(О единстве движения, пространства и времени говорит старый армейский анекдот. Старшина говорит солдатам: - «Копать будете от забора и до обеда»)…

Как и материя, пространство и время также объективны, всеобщи, несотворимы и неуничтожимы. Это философские свойства.

Физические свойства пространства: оно трехмерно, симметрично.

А времяодномерно, однонаправлено и несимметрично, необратимо.

Пространственно бесконечный мир состоит из множества конечных вещей и явлений. Вечный мир состоит из множества преходящи х вещей и явлений.

(Бердяев и экзистенциалисты, рассуждая о существовании человека, говорили о его страдании и объясняли его тем, что человек отпал от Бога, т.е. от вечности, и попал в поток времени, где все преходяще и человек смертен, временен. Вот вам и исток вопроса и смысле жизни…).

Концепции пространства и времени:

1. Вплоть до середины 19 века на пространство и время смотрели как на нечто самостоятельно существующее, как самостоятельные субстанции. Отсюда и название концепции – субстанциональная концепция пространства и времени. Основы ее уходят еще к представлениям Демокрита о пустоте, в которой движутся атомы. Но наиболее ярким представителем это концепции является И.Ньютон. Пространство у него – это абсолютная пустота, вместилище тел, время – абсолютная длительность, пустая «река времени». Они у него бесконечны и однородны.

2. Эти взгляды были заменены концепцией, рассматривающей пространство и время лишь как отношения между вещами, как свойства движущейся материи, а не как самостоятельные сущности. Это релятивистская концепция пространства и времени. Предпосылки ее появления мы можем найти и в прошлом, например, у Лейбница, но наиболее четко и научно обоснованно представил ее А.Эйнштейн. Он говорил, что, по Ньютон, если бы исчезла материя, то остались бы пространство и время, а на самом деле, если бы исчезла материя, то исчезли бы и пространство и время.

Эйнштейн показал, что в ракете мчащейся со скорость близкой к скорости света, время будет замедляться, а размеры тел сокращаться относительно земных. Т.е. каждой системе – земля, ракета, - характерны свои пространственные и временные характеристики (ну и правда, как может существовать ваше тело без своего объема? Если ходите иметь фигуру 90-60-90, на какой такой объем надо воздействовать? Увы, мы знаем, что надо воздействовать на материальное тело – диета, физические упражнения… или вот еще, когда мы говорим о социальном пространстве, имеется в виду возможность для человека находиться в разных отношениях в этом обществе: учиться, получать медицинское обслуживание, переезжать, ходить в кружки по интересам, менять профессию, менять свой социальный статус…)

 

Таким образом, материя, движение, пространство и время находятся в неразрывном единстве, что говорит о единстве мира. Это точка зрения диалектического материализма. Она опирается на данные науки.

Материалисты-метафизики так же рассматривают материю, пространство и время как объективно существующие, но не видят связи между ними (Ньютон).

Объективные идеалисты – материя, пространство и время – вторичны.

Субъективные идеалисты считали пространство и время нашими ощущениями. Вспомним Канта и его утверждение о том, что пространство и время – это априорные формы чувственности, что-то врожденное.

Однако, исходя из научных представлений, изменяются наши представления,понятия материи, пространства и времени, ибо наше познание постоянно развивается, оно стремится к более полному отражению объективно существующих явлений – таких как материальный мир, движение, пространство и время. Восприятие пространства, времени, движения тесно связано с практической жизнью человека. Так, например, французский историк Ле Гофф отмечает, что с развитием города, купеческой буржуазии, появляется нужда в измерении рабочего времени, его унификации. В 14-15 веках были изобретены механические часы, помещавшиеся на башнях, хотя и они привязывались к восходу и заходу Солнца. Зарождались новые ритмы человеческой деятельности, не совпадавшие с ритмами природы. Но все еще было характерно презрение к миру, к мирской суете, а главным считалось спасение в вечной жизни. Ле Гофф отмечает такую черту их ментальности как отвращение к новшествам. Сравните с нашим сегодняшним отношением к времени.

 

Отсюда ясно, что следует различать: 1. объективно-реальные пространство и время; 2. перцептуальные, пространство и время, т.е. то, как они нам даны в наших ощущениях;. 3. концептуальные или теоретические пространство и время, т.е. то, как они отражены в современных научных теориях.

 

Н.Бердяев писал: «Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности.…Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось странной централизацией…» В психологию русского народа «вошли и безграничность русского государства и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью». «И вот духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность, она не могла обратиться к истории, всегда связанной с оформлением, с путем, в котором обозначены границы». «Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности …и это было не внешней, а внутренней судьбой русского народа». «В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитие чувство ответственности с этим связаны». Русский человек «должен, наконец, освободиться от власти пространств и сам овладеть пространствами. Государство должно стать внутренней силой русского народа, его собственной положительной мощью, его орудием, а не внешним над ним началом, не господином его». (Из книги «Судьба России»).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)