|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогрессаОдним из основных вопросов философии и истории является вопрос о человеческом смысле истории. В чем же смысл истории? Тойнби (англ.1889-1975) пишет: «Смысл истории есть реализация человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей, т.е. духовных, социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и иных ценностей». История – это борьба за создание и развитие мира ценностей. Так реализуется смысл истории. Т.е. история развивается через человека. По Тойнби, каждая культура делает это по-своему. Нет какого-то одного пути, который должны пройти вс История реализуется через общение (коммуникацию) культур, их диалог. Историческое бытие есть со-бытие, диалог с миром и с собой, т.е. история – предпосылка познания нашей подлинной человеческой сути. В этом и состоит смысл истории. В собрании фактов еще нет науки. Факты надо упорядочить. Итак. Древние греки приписывали истории циклическую форму развития. Человеческое бытие осмысливается как совокупность вечно повторяющихся фаз. Например, по мнению Полибия (2 век до н.э.) повторяются формы государственного правления: монархия, олигархия (от греч. – немногий), демократия. В Средние века Августин выдвигает идею начала и конца истории (эсхатология), т.е. идею стрелы времени. Земная история человечества началась после грехопадения. А придти надо к царству Божию. История подчиняется Божественному Провидению. Однако в то время основным источником благосостояния было сельское хозяйство, а оно подчинялось природным ритмам, и идея стрелы времени не была востребована культурой. В 18 веке идея стрелы времени трансформируется в идею прогрессивного развития общества. Ее предложили Вольтер и Кондорсе. История – бесконечный прогресс общества. (?). Однако и идея круговоротов не была забыта и развивалась, например, итальянским философом Вико. (А в 20 веке имели хождение теории равновесия, считавшие, что революции – это некие отклонения, самой истории характерно стремление к равновесию, устойчивости…) В конце 18 - начале 19 веков сначала Гегель, а потом и Маркс выдвинули идею развития по спирали. В истории есть поступательное движение и есть моменты круговоротов, даже откатов назад, регресс. Т.е. история – сложный, противоречивый процесс. Сегодня синергетика (теория самоорганизации сложных систем) говорит о том, что сложные системы в своем развитии проходят этапы относительного хаотического взаимодействия элементов, которое ведет к появлению определенности, закономерности. При этом сказать, какая сложится закономерность, заранее невозможно. Истории характерна нелинейность, значительная доля неопределенности. Итак, есть три модели исторического процесса: 1. циклическая; 2. линейная; 3. спиралевидная. История сложный противоречивый процесс, с множеством участников, параметров развития и в ней имеют место и повторяемость, и поступательность, и случайности, и закономерности. Поэтому иногда, отчаявшись понять ее, говорят, что история ничему не учит. Однако люди не оставляют попыток понять свою историю и самих себя. Еще вопрос: Чем детерминирована история – внешними или внутренними факторами, духовными или материальными? Социологический идеализм - идеальными и внутренними (сознание движущая сила истории); Религия – идеальными и внешними (Бог); Географический детерминизм – материальными и внешними (природа определяет жизнь общества); Марксизм – материальными и внутренними (противоречие производительных сил и производственных отношений). Идея прогресса возникла во 2-й половине 18 века, основой послужило развитие капитализма и буржуазные революции (Тюрго, Кондорсе, Вольтер). Прогресс (от лат. – движение вперед) – это такое направлении е развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогрессистским концепциям того времени были характерны черты: 1). Идеализм, т.е. видели причину поступательного развития общества в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Поэтому критерии прогресса: наука, мораль, право, религия (прогресс сначала был заметен в науке). 2). Метафизичность: Конт, Спенсер понимали прогресс как плавное движение без революций. 3). видели конец развития в достижении некой абсолютной формы общества. Марксизм говорил о противоречивости прогресса, о смене революционных и эволюционных периодов развития и в то же время о его направленности. Конечная цель развития общества – коммунизм. Критерии прогресса, прежде всего, экономические, источник прогрессивного развития – противоречие производительных сил и производственных отношений. Но поскольку, главная производительная сила человек, то целью является также всестороннее развитие человека, удовлетворение всех его потребностей («от каждого по способностям, каждому по потребностям»). Материальные потребности – причина прогресса. В XIX-XX веках основным критерием прогресса стало рассматриваться экономическое развитие, хотя ценностями являются демократический режим политического правления, соблюдение прав человека, мирное существование, развитие техники и технологий. Т.е. главные критерии прогресса: экономический, политически й, социальный, духовный и экологический. Если начиная с эпохи Просвещения одним из важнейших критериев прогресса было покорение природы, то во 2-й половине ХХ века после работ Римского клуба (объединение ученых, созданное итальянским общественным деятелем А.Печчеи для моделирования глобальных процессов на ЭВМ начиная с 1968) возникла идея «Пределов роста». Она была связана с возникшим тогда же понятием «экологического кризиса», отражавшем состояние биосферы. Экологический кризис – это противоречие между развитием производительных сил и производственных отношений, с одной стороны, и возможностями биосферы к самовосстановлению и развитию, с другой стороны. Кроме того, стал осознаваться разрыв между культурным развитием и материальными достижениями человечества (о чем еще предупреждал и Руссо). Попытка найти пути выхода из экологического кризиса и других глобальных проблем современности (а они все взаимосвязаны и касаются всех стран, – это проблемы продовольствия, чистой воды, воздуха, почвы, отходов, здравоохранения, образования, войны и мира и др.) привела к формулировке концепции Устойчивого Развития, которая была принята на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992. ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫМ. Сегодня многие критикуют эту концепцию за то, что она плохо реализуется в жизнь. Однако именно в рамках этой концепции проходят все переговоры и по климату, и по воде и т.д. Просто эти вопросы сложные и затрагивают национальные, политические, экономически е и др. интересы. Конференции ООН по окружающей среде и развитию проводятся с 1972 г. Каждые 10 лет… Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |