|
|||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема субъекта и объекта познанияПознание – это деятельность сознания. В структуру познания входят: 1. субъект познания; 2. Объект познания; 3. Средства познания (теории, концепции, приборы и т.д.); 4. цели; 5. результаты познания. В переводе с латыни subjectum –подлежащее, objectum – предмет. Начиная с 17 в., с Декарта, «субъект» соотносится с понятием «объект». Декарт весь мир разделил на субъект и объект. Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная, практическая и иная деятельност ь. Взаимодействие субъекта и объекта включает три аспекта: 1. познавательный; 2.оценочный; 3. деятельностно-практический. Познавательная и оценочная деятельность всегда вплетена в практику. Цель и идеал познания – получение объективных, истинных знаний о мире. В Новое время (17-18 вв.) стал развиваться капитализм, наука и доминировала уверенность, что можно получить 100% объективные знания, т.е. убрать то, что идет от субъекта и средств познания. Бэкон говорил об «идолах», т.е. трудностях познания, но все же полагал, что они могут быть преодолены с помощью эксперимента и других методов. Но в 19 в. и особенно в 20 в. осознается, что знания никогда не бывают «чистыми», 100% объективными. Мы всегда видим мир через призму своего времени, своих предрассудков, системы ценностей и т.д. Поэтому познание всегда есть противоречивый процесс от неточного к более точному знанию. Еще марксисты отмечали, что познание – это «субъективный образ объективного мира». Герменевтика, логический позитивизм и др. направления философии 20 в. отмечали, что знание всегда несет отпечаток эпохи, языка, ценностей и т.д., т.е. того, чем характеризуется субъект. Т.е. субъект не зеркально отражает мир, а по-своему, субъективно. Субъект имеет общественно-исторический характер. Да и объект имеет общественно-исторический характер, например, микроорганизмы существовали миллионы лет, но объектом познания они стали с изобретением микроскопа. (Пример из романа В.Пелевина «Ампир-В»: «объяснение есть функция существующих представлений. В Средние века считали, что чума передается сквозь поры тела, поэтому для профилактики людям запрещали посещать баню. Сейчас наука считает, что чуму переносят блохи, и для профилактики, людям советуют чаще ходить в баню». Т.е. знание всегда ограничено эпохой, уровнем развития практики и т.д.). И если в естественных науках субъект еще может проявлять, хоть и относительную, но объективность, то в социально-гуманитарных науках интересы, ценности субъекта заметно влияют на его научные выводы. Отсюда, важно задаваться вопросом: «Кто сказал? Почему и зачем?» «К какой социальной группе, классу принадлежит данный человек? Каковы его убеждения, ценности, цели?». (Можно вспомнить Фрейда с его пониманием супер-эго и его влиянием на сознание-Я). 1. Диалектический материализм считает, что между субъектом и объектом имеет место взаимосвязь, взаимовлияние; 2. метафизический материализм понимал познание как пассивное созерцание, отражение субъектом объекта, не понимал роли практики в познании; 3. Идеализм рассматривает субъекта как активное начало, но причину активности не объясняет. Объективный идеализм под субъектом понимает Абсолютную Идею (Гегель); 4. Агностики вообще не видят связи между субъектом и объектом, познание невозможно. О соотношении субъекта и объекта и об их представленности в итоговом знании (истине) 1. Классическая теория познания Субъект Объект Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |