|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Техногенная цивилизация: взаимодействие общества и природыРазвитие техносферы как искусственной, надприродной реальности ведет к неуклонному нарастанию степени отчужденности природы и человека. В результате этого природа рассматривается как неограниченное ресурсное поле для преобразующей деятельности, а сам человек превращается в служебный компонент различных социотехнических систем. В условиях техногенного типа цивилизации духовность человека подменяется рациональностью, индивидуальность — социальной функциональностью, личностная уникальность — экономической эффективностью. Вооруженный техническими средствами и инструментами человек, радикально изменив способ и масштабы потребления ресурсов природы, обусловил глобальный экологический кризис Таким образом, человеческому обществу для обеспечения своего дальнейшего развития необходимо выйти за границы технократически ориентированных антропоцентрических ценностей и идеалов, поднять на новый уровень отношения природы и человека, экологически переориентировав его мировоззрение и жизнедеятельность. Существующая сегодня цивилизация - техногенная цивилизация. И весьма проблематично, возможна ли вообще не техногенная цивилизация. Сегодня сама техника стимулирует появление новых потребностей. Призывы экологистов любить природу, относиться к ней нравственно, антропоморфные по сути, способны затронуть эмоциональную сферу человека, от которой также зависит наша деятельностью. Однако ограничить покорительский энтузиазм человека может только сама природа в форме экологической проблемы. Она ставит пределы нашей изобретательности, заставляя менять ее направленность в сторону создания экотехнической цивилизации, которая с необходимостью будет характеризоваться развитием способности предвидеть, проигрывая варианты последствий применения той или иной техники и технологии. Большую роль в выборе конкретного варианта играет система наших ценностей. (Что должно быть целью прогресса? – определяем мы). Принцип эксплуатации должен быть заменен принципом заботы. Но технический прогресс неистребим, в этом наша человеческая сущность как существ деятельностных, творческих. Природа, которую мы хотим охранять давно уже «вторая природа» и ее охрана носит технически зависимый характер. Борьба должна вестись не с техникой, а за эволюцию техники в сторону экотехнологий, учитывающих социальные и природные возможности. Для достижения этой задачи необходима экологизация общества. Это означает не только воспитание у всех и каждого стремления при любых своих действиях считаться с природой, но и то, что в структуре общества должны занимать заметную и официальную роль экологические организации как носители экологического интереса отрицающего и дополняющего потребительский интерес. Итак, техника скрепляющий, всепроникающий (банковская сфера, личное общение, производство, культура), неотъемлемый компонент общества. Сфера действия техники будет расширяться, опосредуя взаимодействия в обществе, опосредуя и отношения с природой. Создавая с помощью технических изобретений свою среду, человек должен задуматься, какая среда «его» среда, какой она должна быть. В этом не только практическая, но и смысложизненная роль техники и технологий.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |