АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации

Читайте также:
  1. A) к любой экономической системе
  2. I. Понятие и значение охраны труда
  3. I. Понятие общества.
  4. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  5. I. Психологические операции в современной войне.
  6. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  7. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  8. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  9. II. Понятие социального действования
  10. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  11. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  12. S 3. Место и роль отдельных стран в мировой экономике (США)

Философию эта проблема интересует во многих отношениях. Прежде всего, только отличая себя от природы, человек может понять свое своеобразие. Бердяев писал: «Дух есть свобода, а не природа». Человек видит себя и общество как порождение и продолжение природы. Особенно это важно сегодня в связи с экологическими проблемами. Они возникли в результате того, что человек долгое время противопоставлял себя природе. Большую роль сыграло то, что человек – деятельностное существо. Ему характерна особая – трудовая деятельность, т.е. деятельность с изготовлением и использованием орудий труда. Орудия труда развивались в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле). Вернадский говорил о преобразовании биосферы в ноосферу (ноосфера – биосфера, преобразованная разумом человека, т.е. разумно). Но пока что вместо ноосферы мы создали техносферу. В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу.

В массовом сознании, в утопиях и антиутопиях природа представлялась то как источник добра, красоты, то как средоточие зла.

Природа в широком смысле слова порой отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием всего материального мира. В этом случае природа играет большую роль при решении онтологических и гносеологических проблем.

Природа в узком смысле слова - это та часть природы, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни.

Природа, как совокупность всех живых организмом и среды их обитания, получила в 1875 году название БИОСФЕРЫ. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс, а учение о биосфере разработал В.И.Вернадский.

Среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры) называется географической средой.

В 18 веке сформировалась концепция географического детерминизма. Представители – Ш.Монтескье, Л.Н.Мечников, Бокль и др. Они считали, что от географической среды зависит вся жизнь общества, его особенности, в том числе и культурные.

Очень важны понятия «первая природа» - так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» - преобразованная человеком и зависящая от него (парк, например). Сегодня вся биосфера становится «второй природой»… Также важны понятия «естественное» и «искусственное» в понимании природы. Никакая созданная человеком вещь не бывает 100% искусственной, а значит, никогда не подчиняется нам полностью…

Проблема взаимодействия природы и общества, воздействия приро­ды на общественную жизнь - одна из актуальных проблем социальной философии. В первобытности было мифологическое одушевление природы. В античности считали, что ею управляют боги. Рассматривали не отдельные явления, а природу как целостный космос. Человека понимали как микрокосмос. В Средние века, когда философия была под сильным влиянием рели­гии, природа и человек рассматривались как творения Бога, а их взаи­мосвязь считалась проявлением божественной воли. По-другому истол­ковывалось взаимоотношение природы и общества в эпоху Возрожде­ния, когда возникло новое естествознание, и особенно натурфилософия - философия природы. Большой вклад в новое понимание взаимосвязи природы внесли такие мыслители, как Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Га­лилей и другие естествоиспытатели, философы. Природа рассматрива­лась ими как объективно существующая реальность, необходимая для жизни общества, как источник его существования.

В Новое время с развитием науки стало еще более очевидным, что природа - жизненная материальная основа общества, источник его су­ществования и развития, а само общество является особой частью природы, развивающейся по своим законам.

Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи об­щества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера - это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и со­держанию важным преобразующим фактором планетарного значения.

Ноосферный подход предполагает включение в эволюцию окружающе­го мира космоса и влияние на него разумных и гуманных человеческих усилий. Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа.

Наукой, общественной практикой и самой историей доказано, что природа и общество - это единая система, они настолько связаны, что воздействуют друг на друга. В этой их связи природа выступает как естественная основа, объективная причина возникновения, основа развития общества.

Во-первых, общество вышло из природы в процессе ее весьма дли­тельного развития.

Во-вторых, известно, что человек вынужден приспосабливаться к природе, к ее явлениям, воздействующим на его организм, на его физи­ческое и психическое состояние, самочувствие, настроение. Он адапти­руется к данной природной среде.

В-третьих, люди не могут, не обращаясь к природе, добывать, производить жизненно необходимые блага, удовлетворять свои потребности. Люди, взаимодействуя с природой, совершенствуются сами - вырабатывают у себя определенные навыки, формируют личностные качества, расши­ряют свои знания, совершенствуют орудия труда и т.д.

В-четвертых, географическая среда определяет наличие и функционирование на отдельной территории таких видов производства, как добывание цен­ных металлов, нефти, газа, занятие сельским хозяйством, рыболовст­вом, охотой, лесоводством и др.

Некоторые известные ученые, социологи, философы чрез­мерно преувеличивают роль природы, природной среды (географический детерминизм). Например, английский историк Г.Т. Бокль писал, что вид природы, почва, ви­ды употребляемой пищи и островное положение страны развивают кругозор людей, целых народов; позволяют им смотреть далеко, оп­ределяют общественный прогресс.

В-пятых, природа, соотношение ее форм, красок, ритмов являются источником чувства прекрасного, служат удовлетворению эстетических потребностей человека, сохранению его психического здоровья.

В-шестых, существует мнение, что есть общие, бытийные принципы, обеспечивающие гармонию космоса и гармонию общественной жизни. Прежде всего, это принципы системности, целостности, разнообразия, конкуренции, борьбы, но при доминировании связи, взаимодополнительности элементов. В обществе они проявляются как законы морали.

Следовательно, природа и общество связаны и взаимодействуют.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)